Успешный пуск ракеты «Союз-2.1а» состоялся с космодрома Восточный 27 декабря. Ракета и разгонный блок «Фрегат» вывели на различные орбиты два российских космических аппарата дистанционного зондирования Земли «Канопус-В» и 26 зарубежных спутников. Это был седьмой успешный старт «Союза» после аварии 11 октября, когда пилотируемый полет к Международной космической станции пришлось прервать из-за проблем с ракетой.

На аварию страховой рынок отреагировал негативно. Компании либо отказывались страховать последующие пуски, либо страховали их по в два раза выросшим тарифам. О переменах на рынке космического страхования в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Павел Шутов.

— В октябре, после аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ», вы говорили о шоке на рынке космического страхования. Как себя чувствуют страховщики в конце 2018 года?

— Ситуация, безусловно, улучшается. После аварии состоялось уже семь успешных запусков ракет типа «Союз». И это почти за два месяца. Роскосмос продемонстрировал очень хорошую пусковую активность, и это вполне показательная серия успехов и подтверждение надежности данного носителя.

Кроме того, очень важно и положительно то, что не было большого перерыва в пусковой деятельности в связи с расследованием аварии. Аварийная комиссия отработала оперативно и качественно. Страховщикам предоставлен необходимый объем информации по аварии и о мерах, предпринятых для предотвращения повторения нештатной ситуации.

— А как обстоят дела с рентабельностью космического страхования?

— К сожалению, финансовые показатели 2018 года по этой линии бизнеса остаются печальными. Совокупные страховые выплаты существенно превышают размер страховых платежей. По этой причине произошел и неизбежный рост тарифов по недавним страховкам и отказы ряда компаний от участия в страховании и перестраховании космических рисков. Тем не менее все необходимые страховые проекты этого года реализованы.

Между страховщиками и Роскосмосом существует конструктивный диалог. Система страхования работает достаточно эффективно. Нередко Роскосмосу удается добиваться очень широких по условиям страховых покрытий за очень адекватную цену.

— Ранее вы говорили, что некоторые компании могут уйти с рынка космического страхования. Эти опасения все-таки сбылись?

— Да. На космическом рынке есть потери. Ряд страховщиков заявили временный мораторий на подписание контрактов на страхование космических рисков. Большинство компаний снизили размер участия в этом сегменте и утвердили более высокую тарифную политику. Мы почти полностью потеряли китайских участников наших проектов. Традиционные европейские перестраховщики и компании США существенно снизили доли и увеличили стоимость своего участия. Надеемся на изменения к лучшему в следующем году.

— Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) заявила об отказе участвовать в страховании российских космических рисков, назвав убытки превышающими прибыль в 1000 раз. Действительно ли РНПК ушла с рынка?

— Да, это правда. Это ожидаемая реакция и вполне объяснимая. РНПК участвовала в большом количестве космических проектов с очень большими собственными удержаниями. Отсюда огромная убыточность РНПК по текущему году. Но необходимо отметить что, несмотря на заявленный отказ, в трудных моментах при трудных размещениях РНПК продолжает поддерживать российских страховщиков своим участием в космических рисках. Эта поддержка иногда необходима и спасает ситуацию.

Крайне сложно проходило перестрахование рисков нынешнего запуска аппаратов «Канопус» с космодрома Восточный. В такой ситуации РНПК поучаствовала определяющей долей в рисках стартового комплекса и дополнительно в рисках летных испытаний самих аппаратов «Канопус». Что бы ни говорили, в сложных моментах многие компании обращаются в РНПК за поддержкой и эту поддержку нередко получают.

— Согаз и ВТБ Страхование совместно застраховали запуск с Восточного. Почему не испугались, учитывая произошедшую аварию?

— Согаз и не прекращал участвовать в страховании космических проектов. Первый послеаварийный запуск «Союза» с аппаратом «Глонасс» был застрахован в Согазе и Ингосстрахе. И первый пилотируемый послеаварийный запуск был также застрахован в Согазе. В свою очередь, ВТБ Страхование ранее несколько раз было страховщиком запусков аппаратов «Канопус» и знакомо с особенностями и нюансами данного проекта. В сложившейся ситуации Согаз и ВТБ Страхование наиболее эффективный страховой тандем. Риски оценены, страхование реализовано.

— Какие еще риски, кроме запуска, застрахованы по Восточному. Застрахованы ли иностранные микроспутники, которые были выведены на орбиту вместе с «Канопусами»?

— Застрахован стартовый комплекс и ответственность перед третьими лицами при запуске. Микроспутники, наноспутники и подобная техника, как правило, не страхуются. Сложно, скорее даже невозможно, оценить риски. Нет желающих страховщиков, да и серьезных запросов на такое страхование пока тоже нет.

— Какие планы на следующий год, какие ожидания?

— Мы видим, что программа запусков следующего года весьма интересная и богата на необычные космические проекты. Будем взаимодействовать с Роскосмосом. Будем совместно добиваться потепления на международных перестраховочных рынках. Успешная работа Роскосмоса в завершении этого года должна стать хорошей почвой для позитивных перемен на рынках. Хотим верить, что 2019 год будет успешным для отечественной космической отрасли и для страховщиков. Шок прошел, надо работать.

МОСКВА, РИА Новости
12

Источник: arms-expo.ru