Чего ждать от предстоящей встречи президента России Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель, которая в субботу примет гостя из Москвы в замке Мезенберг под Берлином, рассказал «РГ» немецкий политолог Александр Рар.

— Как только пришла новость, что Путин и Меркель проведут очередную личную встречу, то эксперты сразу предположили: именно политика нынешней американской администрации способствует сближению Москвы и Берлина. Вы согласны с такой оценкой?

— Нынешняя ситуация абсолютно новая для Европы. Германия и Европейский союз не понимают, чего еще им ждать от Америки. И мне кажется, Меркель начинает осознавать: в этих условиях нужно как можно скорее нормализовать отношения с Россией. Это не значит, что сейчас Германия, Россия и Турция, попавшая под американскую дубинку, начнут немедленно все вместе дружить против Америки. Такой взгляд был бы упрощенным. Но, скорее всего, им действительно сообща придется искать ответ на жесточайший нажим, который идет и на Москву, и на европейские столицы. За несколько часов США сумели обрушить турецкую валюту, что немедленно ударило по немецким фирмам и банкам, там работающим. Германия вовсе не заинтересована в крахе турецкой экономики. То, что делают американцы, с одной стороны — Трамп, а с другой — конгресс, не что иное, как расшатывание устоев мировой экономики, и хорошо от этого никому не будет. И Меркель понимает, что с восточным соседом нужно разговаривать по тем вопросам, которые помогут смягчить удары американской администрации.

— Германия ранее выдала разрешение на строительство участка газопровода «Северный поток-2» через свою территорию. Будет ли Берлин выдвигать какие-то политические условия для его реализации?

— Уже много раз говорилось о том, что «Северный поток-2» выгоден немцам. Это дешевле, чем покупать американский сжиженный газ. Американцы понимают, что остановить реализацию проекта практически невозможно. Думаю, что в Берлине Владимир Путин и Ангела Меркель будут говорить о том, как его благополучно завершить. Но я не исключаю, что Берлин поставит условие, чтобы какие-то потоки российского газа все-таки шли в Европу и через другие страны, в том числе Украину. В целом украинский вопрос также важен для Меркель, которая позиционирует себя  защитницей общеевропейской безопасности. Делать ставку на американское правительство в ФРГ уже не могут — и с учетом того, что Вашингтон вооружает киевский режим, и с учетом ситуации в Азовском море. Госпоже Меркель нужно тушить существующие конфликты, а не заново их разжигать. Поэтому она хочет дать импульс работе «нормандской четверки» и проекту по размещению миротворцев ООН в Донбассе, с которым вроде бы все согласились. Что касается двусторонней повестки, то многие ждут возобновления межправительственных консультаций между Россией и Германией, которые заморожены вот уже четыре года. Все более или менее идет к нормализации европейской политики в отношении РФ. Другое дело, что Меркель, к сожалению, не Гельмут Коль. И она не может проводить самостоятельный курс. Я бы пожелал, чтобы этот курс стал менее идеологизированным.

— В чем могут быть точки соприкосновения Берлина и Москвы на сирийском направлении?

Здесь я вижу обоюдный интерес России и Германии. Москва очень хочет быть не просто военным победителем в Сирии, но продемонстрировать созидательную роль, заработать очки в глазах мировой общественности благодаря участию в восстановлении страны. Сейчас Москва совместно с европейскими партнерами и даже с американцами предлагает гуманитарные программы, которые помогут вернуть на родину сирийских беженцев, застрявших в Европе. Для Меркель это было бы спасением ее канцлерства. Не надо забывать и о том же турецком аспекте сирийской проблемы: Анкара пока держит на замке миграционные транзитные пути, по которым в любой момент миллионы мигрантов могут хлынуть в Европу. В общем, я реалист и не жду стратегического прорыва от переговоров в Берлине. Но начала прагматичного подхода и отношения друг другу ожидать стоит.

Реакция

Деловые круги Германии позитивно восприняли новость о предстоящей встрече президента РФ и канцлера ФРГ. «Интенсивность политического обмена между двумя странами в последние месяцы значительно возросла. Это отрадное развитие. Список задач, которые могут быть решены только совместно с Россией, длинный. И только те, кто разговаривает друг с другом, могут совместно реализовывать новые проекты», — заявил председатель Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле. По его словам, более тесное сотрудничество с Москвой по сокращению торговых барьеров и созданию единого экономического пространства в Европе особенно востребовано в период роста протекционизма.

Подготовил Александр Саможнев

Между тем

Отношения между Берлином и Анкарой, переживающие непростые времена, могут получить новый импульс. В среду состоялся телефонный разговор между канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, которые обсудили «общие международные вызовы» и двусторонние отношения. Как сообщала ранее газета Bild, первый с 2014 года визит лидера Турецкой республики в ФРГ (и первый — в президентском статусе) может состояться уже в конце сентября. По сведениям издания, турецкий лидер намерен нанести в Германию именно государственный визит, который предусматривает самый высокий уровень дипломатического протокола: встречу с воинскими почестями, прием у президента и государственный банкет. Уже известно, что турецкий лидер также хочет выступить с речью перед этническими турками.

Подготовила Кристина Акопова

Беседовала Екатерина Забродина


МОСКВА, «Российская газета»
12


Источник: arms-expo.ru