Советские атомные субмарины в период Холодной войны находились под постоянным наблюдением сил стран НАТО. В СССР об этом прекрасно знали, а поэтому был специально разработан манëвр «уклонение от слежки». В учебных пособиях Североатлантического альянса по военно-морской тактике он получил название «Crazy Ivan», что на русский язык переводится как «бешеный Иван».
Вот новый поворот
Техника выполнения «бешеного Ивана» заключалась в следующем. Если капитан подводной лодки начинал подозревать, что на «хвосте» находится вражеская субмарина, то он отдавал приказ резко развернуться. Благодаря таким действиям удавалось проверить «мёртвую зону» за кормой. Исполнять такие трюки советские подводники могли по несколько раз за довольно непродолжительное время.
Необходимость же в осуществлении «бешеного Ивана» была обусловлена тем, что собственные винты АПЛ создают мощные звуковые колебания, которые мешают гидролокатору различать посторонний шум за бортом.
Техника настолько впечатлила потенциального противника, что её описанию нашлось место в нескольких литературных произведениях. Например, в романе Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрём» американцам, следующим за русской подлодкой, приходится то и дело уворачиваться от «бешеного Ивана».
Их ответ
Натовские эксперты попытались разработать варианты противодействия такому манёвру. В итоге военные стратеги пришли к выводу, что наилучший способ — снизить до минимума мощность реактора. Только в таком случае у преследователей остаётся шанс остаться незамеченными для акустических систем. Американские подводники даже переставали на время разговаривать, чтобы не издавать лишнего шума. Кроме того, требовалось ещё вовремя уклониться от столкновения.
Большинство «подводных ДТП» в XX веке происходило именно в результате выполнения «бешеного Ивана». По одной из версий, подлодка «Курск» затонула именно из-за такой аварии.
Не следует думать, что АПЛ других стран не в состоянии выполнить такой маневр. Название же он получил благодаря отношению на Западе ко всему русскому. Согласно распространëнному стереотипу, именно русские готовы совершать неожиданные поступки, быстро реагировать на происходящее, а также рисковать.
Сегодня необходимость в совершении «бешеного Ивана» отпала. Для современных субмарин понятие «мёртвая зона» больше не существует.
Источник: russian7.ru
Добавить комментарий