В период между двумя мировыми войнами в разных странах велись работы над проектами составных самолётов-звеньев. Но только в СССР они дошли до боевого применения.
Самолётный гибрид
Такая идея возникла из желания сделать гибрид бомбардировщика и истребителя, который восполнял бы ограниченность функций того и другого типа самолётов. Тихоходность и слабое вооружение бомбардировщиков обычно делает их уязвимыми для истребителей и зенитной артиллерии противника. Поэтому подлёт бомбардировщика непосредственно к цели не всегда возможен.
Кроме того, с большого бомбардировщика в те годы было сложно осуществить прицельное бомбометание, уничтожить точечную цель: бомбардировка велась по площадям. Для точечного удара лучше всего подходил истребитель. Однако обычный радиус действия истребителей не позволял им возвращаться на базу после налёта на цель.
Тяжёлый бомбардировщик, к которому крепятся несколько истребителей, позволял, казалось, совместить дальность полёта и точность бомбометания. Кроме того, истребители сами не могли взлетать с бомбовым грузом. На подходе к цели истребители отцепляются от бомбардировщика, наносят удар, после чего своим ходом возвращаются на базу. Бомбардировщик при этом даже не перелетает линию фронта. После отцепления истребителей он разворачивается ложится на обратный курс.
Предполагалось, что такая конструкция позволит решить также и некоторые другие задачи. Например, при одновременной работе двигателей всех самолётов такого звена достигалась более высокая скорость, чем у одного бомбардировщика. В случае нападения врага свои истребители могли прикрыть огнём бомбардировщик.
Недостатки проекта также были видны невооружённым глазом. Например, бомбардировщик в таком звене мог использоваться только как авианосец, но не по прямому назначению: из-за ограничения в весе он просто не мог взять с собой бомбовый груз.
Тем не менее в 1931 году работы в конструкторском бюро Владимира Вахмистрова над этим проектом начались. В том же году в воздух поднялось первое звено, составленное из ТБ-1 («тяжёлый бомбардировщик-1») и двух истребителей-бипланов И-4. Кстати, один из И-4 пилотировал знаменитый, впоследствии, Валерий Чкалов.
Составной пикирующий
В 1930-е годы были опробованы различные схемы компоновки «Звена»: с двумя и тремя истребителями, с их креплением на крыльях и под ними, а также на фюзеляже, с разными самолётами в качестве носителей. Самой громоздкой конструкцией стал вариант с пятью истребителями, получивший название «Авиаматка». В нём два истребителя располагались на крыльях, два подвешивались под крыльями, и вся эта конструкция взлетала одновременно. В полёте к ней под фюзеляж прицеплялся ещё пятый истребитель. Первый полёт «Авиаматки» состоялся в 1935 году. Отрабатывались также приёмы дозаправки истребителей в воздухе с «авиаматки».
После многочисленных испытаний Вахмистров остановился на варианте с двумя истребителями И-16, расположенными под крыльями ТБ-3. Этот гибрид получил название «Составной пикирующий бомбардировщик» (СПБ) и был принят на вооружение в 1938 году.
Первыми планами предусматривалась поставка в войска сорока СПБ, поровну для Красной Армии и авиации Красного Флота. Однако уже к моменту принятия СПБ на вооружение, входившие в него элементы – ТБ-3 и И-16 – морально устарели. Их стали заменять новыми образцами авиационной техники. Успели оборудовать всего пять СПБ в составе авиации Черноморского флота, но в январе 1941 года их раскомплектовали. Входившие в них самолёты стали использовать по первоначальному назначению.
С успехом против румын
К схеме СПБ командование авиации Черноморского флота вернулось вскоре после начала Великой Отечественной войны. Характер военных действий на этом театре позволял надеяться использовать их с успехом против малобоеспособных румынских войск. 26 июля 1941 года два СПБ вылетели с базы в Евпатории в направлении румынского порта Констанца. В 40 км от румынского побережья четыре И-16 отцепились от своих «маток» и внезапно для румын, не понимавших, откуда тут могли взяться русские истребители, нанесли меткий удар по нефтехранилищу в порту Констанца. После чего своим ходом долетели до Одессы.
Успех первого боевого применения СПБ вдохновил командование Черноморского флота на дальнейшие опыты. 10 августа 1941 года три СПБ вылетели для уничтожения Чернаводского моста через Дунай, по которому проходили транспортные магистрали плюс стратегически важный нефтепровод Плоешти—Констанца. Удар не достиг цели. Повторная атака была проведена спустя три дня, и на этот раз, согласно донесениям командиров экипажей, одна ферма моста была разрушена и повреждён нефтепровод.
Но не против немцев
Отсутствие потерь при этих налётах подвигло советское командование на более широкое применение СПБ, в том числе на сухопутном фронте. В конце августа 1941 года группа СПБ пыталась наносить удары по немецким переправам на Нижнем Днепре, но понесла здесь тяжелые потери от немецких «Мессершмиттов». Тем не менее, эпизодические случаи применения СПБ имели место ещё в 1942 году.
На просьбы командования Черноморского флота поставить дополнительные СПБ наркомат вооружения отвечал неизменным отказом. Советская авиационная промышленность давно уже перестала выпускать ТБ-3, постепенно прекратился выпуск устаревших И-16. Конструкция СПБ не позволяла использовать новые, более совершенные истребители. Для точного бомбометания производился специализированный пикирующий бомбардировщик Пе-2, который был куда эффективнее гротескной «авиаматки».
Оборонная промышленность наращивала выпуск перспективных образцов вооружения. Эпохе причудливых самолётных гибридов пришёл закономерный конец. Да и применяться они могли, как показал опыт, только ограниченно, против такого противника, как румынская армия.
Источник: russian7.ru
Добавить комментарий