В том, что наша страна столкнулась с беспрецедентным вызовом, который неизбежно приведет к трансформации экономики, не сомневаются ни правительство, ни Банк России, ни предприниматели. По сути, нам предстоит в условиях рекордных внешних ограничений быстро (очень быстро!) создать новую национальную экономику, в которой сырьевая рента от продажи энергоносителей, прежде всего нефти и газа, перестанет быть главным источником доходов бюджета. 

То, что сегодня делает правительство, пока больше напоминает пожарные меры. Но экономика не может существовать в постоянном пожаре. Разумно и быстро реагировать на экстренные ситуации, несомненно, нужно и важно. Однако это лишь элемент ответственной экономической политики, но не сама политика.

От монетарных властей в текущей ситуации требуется концептуальный подход, определение базовых принципов устройства новой российской экономики. Банк России сделал первый шаг в этом направлении, опубликовав доклад «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях», в котором содержится идея — определить критерии компаний, задействованных в трансформации российской экономики и осуществляющих деятельность в перспективных и приоритетных отраслях, и создавать комплексные механизмы их поддержки. Но свою часть пути в определении инструментов поддержки бизнеса должно пройти и правительство. Именно в координации усилий кабмина и Банка России может появиться новая экономическая политика — НЭП 2.0, в которой доминирующими станут темы развития бизнеса и предпринимательской инициативы.

По сути, надо на ходу, решая текущие задачи социально-экономического развития, не допуская резкого роста безработицы и бедности, создавать новую модель экономики. Правительство осознает, что рост безработицы может стать одной из главных проблем уже осенью. Но госсектор не сможет быть единственным генератором рабочих мест — важнейшая роль здесь у бизнеса, в том числе малого и среднего.

Новая модель экономики потребует формирования гибкой, понятной всем, долгосрочной налоговой системы, выгодной для бизнеса. Налоги должны быть не просто инструментом фискальной политики, наполнения казны, их задачи — стимулировать экономическую активность населения, побуждать, создавать новые и развивать действующие бизнесы.

К примеру, у предпринимателей много вопросов к НДС, поскольку он тормозит экономический оборот товаров и услуг. Что делает государство? Обнуляет НДС в ряде отраслей, но подходит к реализации этой меры поддержки с собственным пониманием того, как надо делать. В результате, например, НДС на проживание в гостиницах отменили, но под налог сразу попали все услуги, оказываемые внутри них, и туристические операторы. Вот такая помощь бизнесу и населению. Одним словом, в сфере налоговой политики не обойтись без открытой дискуссии, которая поможет принять понятные для всех решения в части того, как собирать выпадающие доходы другими способами, например через налог с продаж или с помощью других инструментов. Плюс если мы не проанализируем отраслевую фискальную нагрузку на бизнес, то едва ли сумеем оказать влияние на трансформацию экономики, за исключением малой части избранных отраслей. И то не факт, что эффект будет значимым.

Плюс, чтобы предлагать потребителю достойные товары и услуги, понадобится привести в порядок не только налоговую, но и административную нагрузку на бизнес. Важно дать ему доступ к инженерной, дорожной и прочей инфраструктуре, обеспечить инвестиционную привлекательность территорий и отраслей. В противном случае мы никогда не сможем создавать конкурентные товары и услуги по отношению к тем странам, с кем нам приходится бороться за рынки сбыта.

Российские чиновники разных уровней снова, как и после первых антироссийских санкций, введенных в 2014 году, много говорят об импортозамещении. Но новая экономика не может быть выстроена на идее импортозамещения как такового. Важно определиться, какие отрасли мы будем развивать с прицелом на полное удовлетворение внутренних потребностей и экспорт, а в каких будем пользоваться товарами, услугами и технологиями, произведенными в других государствах. Ни одна страна мира не производит у себя все. Нельзя отказываться от преимуществ глобальных рынков и устраивать «железный занавес» в экономике изнутри.

Это относится и к теме технологического суверенитета России. Как и в случае с импортозамещением, здесь важно соблюсти разумный баланс между возможностями и потребностями. Буквально все современные технологии, гаджеты, научные открытия — это плод усилий представителей разных государств и обмена информацией, а не изоляции. Даже в условиях санкций и других ограничений Россия должна использовать все легальные возможности научной и технологической кооперации с другими странами.

Главный принцип, на котором должна базироваться новая российская экономика, — свобода предпринимательства. Россия должна стать настоящим раем для бизнеса по любым мировым меркам. Максимум внешних ограничений для него необходимо компенсировать минимумом внутренних барьеров.

Автор — вице-президент «Опоры России»


Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

МОСКВА, ИЗВЕСТИЯ

Источник: arms-expo.ru