Холодное оружие сопровождает человека большую часть известной нам истории. Уже тысячи лет люди, вооружившись мечами, саблями, топорами, шпагами или кинжалами, «колют, рубят, режут» друг друга. Наши с вами предки не отставали в этом деле.
Все виды холодного оружия можно разделить по принципу его действия на следующие категории: рубящие — мечи, топоры; режущие — сабли и шашки; колющие — рапиры, штыки, кортики; колюще-режущие — шпаги и кинжалы; рубяще-режущие — палаши и ятаганы и ударно-дробящие — палицы, булавы и кистени.
В зависимости от культуры того или иного этноса, географической местности, где он проживал, а также наличия там торговых путей его представители использовали определенное оружие.
Так, с IX-X веков у северных народов и народностей европейской части России распространение получили преимущественно мечи т.н. “скандинавского” типа. Изготавливали их из тигельной стали. Они достигали в длину 80 см и весили около килограмма. Применение такого оружия подразумевало нанесение размашистых рубящих ударов с целью пробить доспехи врага. Воины в данном случае больше полагались на свою силу.
Аналогичный принцип действия имел место при использовании топоров и секир, причем с помощью последних за счет их длинной рукояти можно было цеплять противника и сбрасывать его с коня на землю. Секиры наносили страшные по силе удары.
Ещё одним излюбленным оружием мужского населения центральной Руси была булава. Она даже попала в былины: входила и в снаряжение богатыря Ильи Муромца. Булава представляла собой деревянную или маталлическую рукоять с насаженным на нее тяжелым шаром из какого-нибудь крепкого материала, иногда для эффективности снабженным шипами. От ее мощного удара не спасали ни щит, ни доспехи. Палица, по сути, была дубинкой с утолщенным навершием, которое перевешивало рукоять и могло быть укреплено металлом.
Кстати, булава выполняла не только прикладную функцию, она могла также служить символом власти, как, например, у казаков в Запорожской Сечи.
Режущее холодное оружие пришло к нам от южных народов. Русские переняли его у хазар. Оно прижилось на Руси с IX века, так же как и меч.
Сабля отличается от меча тем, что её клинок не прямой, а изогнутый, а заточка односторонняя или полуторная (т.е. одна из сторон клинка в верхней его части заточена только наполовину). При этом клинок, если он изготовлен из дамасской стали, может легко изгибаться и сразу восстанавливать начальную форму.
Таким оружием, очевидно, пользовались в основном конные воины. И распространение оно получило преимущественно на юге и юго-востоке, где из-за жаркого климата тяжелые доспехи были крайне неудобны, а большие открытые пространства были раздольем для конников.
Так, известно, что во время Смуты гражданин Козьма Минин и князь Пожарский имели при себе сабли, причем клинки для их оружия были сделаны на Востоке. На сабле Козьмы Минина стоит клеймо “Сделал мастер Ахмет из Каира”.
С развитием огнестрельного оружия тяжелые латы и доспехи как средства защиты потеряли свою актуальность, поэтому уже в конце XV и начале XVI веков грубая сила начала уступать ловкости и скорости, а рубящее и дробящее оружие уступило место колюще-режущему.
При работе с саблей главное внимание уделялось технике удара, важна была и острота клинка. Русские солдаты перенимали и оттачивали технику фехтования и применения режущего оружия, особенно в эпоху Кавказской войны. Так, например, всей стране был известен генерал Яков Петрович Бакланов, причем не только как талантливый военачальник, но и как первоклассный фехтовальщик: появился даже термин “шашечный удар Бакланова”. По воспоминаниям очевидцев, “удар был с оттяжкой, и генерал мог развалить всадника от плеча до седла”.
Ну а самым удобным холодным оружием для массового пользования, повергавшим в ужас и обращавшим в бегство лучшие армии мира, стал у русских колющий штык.
Пехотинцы, набранные из крестьянских семей, не обучались с детства держать оружие и не имели достаточной оружейной культуры. Но они с детства работали в поле и одним из орудий их труда были вилы, которыми они укладывали снопы сена. Когда новобранец попадал на службу, он не умел ни фехтовать, ни метко стрелять, зато в совершенстве мог орудовать штыком — для этого были развиты все навыки. Особенность удара штыком: после укола солдат слегка опускал винтовку, которая играла роль древка, и фактически выпускал кишки врагу. А то, что русский штык был четырехгранным и раны после него не заживали, делало его поистине страшным оружием.
Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что нельзя сказать определенно, какие народы владели холодным оружием лучше, а какие хуже. Выбор холодного оружия зависел от географии и культуры.
Источник: russian7.ru
Добавить комментарий