Целый ряд блестящих наработок военные инженеры ЦВО испытали на СКШУ «Центр-2019».

Анализируя достигнутые в плановой боевой подготовке результаты, начальник инженерных войск Центрального военного округа полковник Дмитрий Коруц не только констатирует заметный рост специальной выучки личного состава, но и отмечает тот факт, что для военных инженеров ЦВО целый ряд показателей 2019 учебного года ещё какое-то время будет оставаться своеобразным ориентиром на новом этапе профильной подготовки.

– Дмитрий Юрьевич, на чём базируется ваша оценка итогов учебного года?

– Судите сами. В 2019 году специалисты инженерных войск ЦВО участвовали в 54 мероприятиях оперативной подготовки и 1420 занятиях по основным предметам обучения. Эти цифры существенно превышают показатели предыдущего года плановой боевой подготовки. Но дело не столько в числе мероприятий, сколько в качестве отработки профильных задач. Ведь в результате приложенных усилий средний балл достигнутых показателей возрос на две десятых процента, позволив нам уверенно закрепиться в секторе отметки «хорошо». Это во-первых. Во-вторых, военные инженеры ЦВО более чем успешно проявили себя в целом ряде прошедших в 2019 учебном году знаковых учений. Венцом же всему стало их участие в стратегическом командно-штабном учении «Центр-2019».

«Использовав в ходе стратегического учения 18 тонн взрывчатых веществ, войсковые инженеры ЦВО создали «огненный вал» протяжённостью в 3000 метров»

– С позиции нынешнего дня какие, на ваш взгляд, воплощённые в этапах СКШУ «Центр-2019» знаковые моменты действий военных инженеров ЦВО заслуживают особого внимания?

– Их на деле предостаточно. Причём немалая часть отработанных военными инженерами ЦВО в ходе СКШУ моментов соседствует со словом «впервые».

Начну с того, что ещё в подготовительный к СКШУ период военнослужащие инженерных войск Центрального военного округа впервые приняли участие в беспрецедентной, если можно так выразиться, уборке головной площадки будущих манёвров. Сапёры обследовали свыше 1300 полигонных гектаров.

Далее в процессе фортификационного оборудования пунктов управления, подготовки районов сосредоточения, рубежей и позиций войск средствами штатной инженерной механизации было вынуто и перемещено свыше 150 тысяч кубических метров грунта. Чтобы стало более понятно, это равносильно полной загрузке 15 тысяч десятитонных самосвалов.

В ходе инженерного обеспечения позиционных районов мы, опять же впервые, применили массово габионы насыпного типа. Это одноразмерные конструкции из сварной сетки, предназначенные для быстрого наполнения любым грунтом – землёй, глиной или камнем. Полевые объекты из габионов легко монтируются, не требуют особых средств маскировки, без проблем демонтируются. Допускается их повторное использование. Такого рода фортификационные сооружения для нас важны ещё тем, что являются пуле- и взрыво-устойчивыми укреплениями. Всего в период подготовки к СКШУ «Центр-2019» нами было использовано порядка 4000 габионов.

Ещё до сосредоточения в районе учения контингента группировки войск мы освоили достаточно сложный и маловодный степной район добычи и очистки воды. В интересах участников СКШУ функционировали три вододобывающих пункта общей производительностью 600 кубических метров воды в сутки.

Одновременно были развёрнуты пункты полевого электроснабжения, обеспечившие ежесуточную подачу 440 киловатт электрической энергии, что равносильно энергообеспечению города с населением в 100 тысяч человек.

– И всё же, думаю, доминанта инженерного обеспечения минувшего СКШУ кроется в успешном развитии батальных сцен. В каких эпизодах учения «Центр-2019» наиболее ярко проявили себя военные инженеры ЦВО?

– Тут мне хотелось бы вновь сделать акцент на слове «впервые». Так, в интересах розыгрыша этапов масштабного учения нами было предложено несколько беспрецедентных вариантов сдерживания наступления условного противника с последующим перенаправлением его сил в выгодный для нас сектор местности.

Например, известно, что вооружённые силы многих стран располагают штатными спецсредствами дистанционного проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях. Это довольно эффективные «изделия», после применения которых войсковые подразделения могут с ходу преодолевать участки минных полей. Однако все они имеют так называемый лимит воздействия. В частности, протяжённость проделываемого прохода в минном поле ограничена диапазоном от 60 до полутора сотен метров. Что этому можно противопоставить?

Ответ был найден. На пути колонн условного противника наземный подвижный отряд заграждения установил шестирядное противотанковое минное поле глубиной в две сотни метров. Ранее подобный глубинный объём минирования одного участка территории ещё никем не создавался. Это лишило наступающих возможности с ходу «пробить» сквозной коридор на опасном участке. В итоге его продвижение было не только сковано на один час, но и принудило внести невыгодные коррективы в направление предполагавшегося главного удара.

Ещё одной новеллой для условного противника стал успешно отработанный военными инженерами ЦВО элемент «огненного вала». Сам по себе он не нов. Однако в нашем случае имел беспрецедентный масштаб. Поясню в сравнении. В период службы на Дальнем Востоке мне в ходе войсковых учений доводилось запускать «огненный вал». Зрелище впечатляло: представьте себе на пути наступающей роты одномоментный всполох стены огня на полосе в 100 метров. Такое зрелище остановит и деморализует любого противника.

Применив «огненный вал» в рамках СКШУ «Центр-2019», мы усилили шок атакующей стороны раз в 30. Использовав 18 тонн взрывчатых веществ, войсковые инженеры ЦВО в нужный момент, образно говоря, вздыбили землю на дистанции в 3000 метров. Этот «сюрприз» был создан усилиями всего 50 сапёров. Противнику ничего иного не оставалось, как изменить направление движения. Это, без преувеличения, было важным эпизодом в розыгрыше СКШУ.

Более того, военные инженеры ЦВО всеми возможными методами поддерживали манёвренность своих войск: держали под должным присмотром более чем 300 километров путей движения, на сложных участках через препятствия было установлено четыре мостовых перехода из комплектов тяжёлого механизированного моста ТММ-3М1. В рамках розыгрыша одного из эпизодов учения в интересах обеспечения действий контрнаступательной группировки состоялось применение установок разминирования УР-77, осуществивших одновременный пуск 36 зарядов разминирования. В результате было проделано сразу 18 проходов в минных полях условного противника. Позже наблюдавшие за действиями на полигоне, ветераны инженерных войск вспоминали, что в самые насыщенные динамикой годы боевой подготовки им доводилось наблюдать за одномоментным проделыванием всего 6–8 проходов. Но восемнадцать – такое случилось впервые!

«В период СКШУ «Центр-2019» были развёрнуты пункты полевого электроснабжения, обеспечившие ежесуточную подачу 440 киловатт электрической энергии, что равносильно энергообеспечению города с населением в 100 тысяч человек»

– Известно, что впервые в масштабе столь крупного учения были задействованы силы инженерно-штурмового подразделения.

– Верно, был и такой эпизод. При поддержке мотострелкового взвода, расчёта ПВО, огневых средств вертолёта Ми-8 и взвода лёгких миномётов ВДВ на пикапах штурм здания, занятого группой условных террористов, осуществляла штурмовая рота военных инженеров.

С превышением заданного лимита времени «штурмовики» на подступах к строению разведали местность на наличие минно-взрывных заграждений, обнаружив их, проделали в препятствии безопасные проходы. Затем, выйдя к зданию, проделали в 40-сантиметровых кирпичных стенах бреши. Деморализовав «террористов» свето-шумовыми гранатами, обезвредили оборонявшихся.

Это был достаточно эффектный штурм опорного пункта.

– Вы упомянули такое понятие, как «лимит времени». Выходит, для такой войсковой новации, как инженерно-штурмовые подразделения, есть уже регламентирующая база?

– Пока лишь отчасти. Но проект тактики действий и взаимодействия с подразделениями огневой поддержки усиленно нарабатывается, в том числе используя опыт, вынесенный из вооружённых локальных конфликтов. Многое из этого ещё требует дальнейшего изучения и внедрения. И могу уже сказать, что целый ряд опробованных в ходе СКШУ наработок мы включили в программу обучения личного состава инженерных подразделений в 2020 учебном году.

При этом, что очень важно, самым серьёзным образом озаботились о должной экипировке и оснащении «штурмовиков». Это самые современные специальные костюмы защиты и необходимое штурмовое снаряжение: лёгкие, но достаточно прочные лестницы, бетонобойные инструменты, защитные щиты и так далее. Мобильность инженерно-штурмовых групп обеспечивает высокопроходимая бронированная колёсная техника.

– А можно о технике подробнее?

– Текущая боеготовность штатных колёсных и гусеничных средств составляет 95 процентов. Это число представляют как более ранние образцы инженерного вооружения, так и самые современные профильно ориентированные изделия.
В минувшем году по линии гособоронзаказа военный округ получил на вооружение более 40 единиц новых образцов инженерной техники различного назначения: землеройные, дорожно-мостостроительные и понтонно-переправочные средства, устройства по добыче и очистке воды. Всё это заметно увеличило наши возможности и сократило время выполнения задач инженерного обеспечения.

«Установки разминирования УР-77 впервые осуществили одновременный пуск 36 зарядов разминирования, одномоментно проделавших для танковых подразделений 18 проходов в минных полях условного противника»

В текущем году через программу капитального ремонта планируем провести более 100 инженерных машин. Ожидаем получения пятидесяти с лишним единиц из числа новых образцов. Это будут краны, экскаваторы и катера. С их поступлением коэффициент боевого потенциала инженерных войск округа возрастёт более чем на 10 процентов.

Стоит отметить, что в штатном расписании инженерных войск ЦВО есть «технические» образцы весьма уникального предназначения. Они, кстати, были участниками минувшего СКШУ «Центр-2019». Речь идёт о средствах так называемого визуального заблуждения.

Представьте эпизод, произошедший в ходе СКШУ: перед вами ничем не примечательный и абсолютно «необитаемый» участок степи. Затем смотрите туда же через пару минут – а на «пустыре» уже находится в полной готовности опорный пункт танковой роты. Пункт ложный, применены макеты танков Т-72. Честно скажу: данная метаморфоза производит сильное впечатление, даже потрясает. Всё потому, что «быстровозводимые», вернее быстро наполняемые воздухом боевые машины со стороны выглядят весьма реалистично. Впрочем, как и их собратья – две ложные стартовые позиции ЗРК С-300 и ложная огневая позиция ракетного дивизиона, также опробованные на СКШУ.

– В минувшем году подразделения инженерных войск ЦВО не раз помогали гражданскому сектору в кризисных ситуациях. В частности, в период весеннего половодья. Каков прогноз привлечения военных инженеров округа к решению таких задач в текущем году?

– В 2019 году мы обеспечили беспроблемный ледоход на 16 потенциально опасных в данном отношении реках Урала, Сибири и Поволжья. Работы, без преувеличения, было много. Для вскрытия 70 тысяч квадратных метров льда было израсходовано свыше 3 тонн тротила. Но такие задачи военные инженеры расценивают исключительно как профильные учебно-практические действия. Ведь сапёры и в таких ситуациях учатся своему «ремеслу».

Признаюсь, что недалёкую уже весну ожидаем с нескрываемой тревогой. Всему виной аномально тёплая зима. Многолетний опыт наблюдения показывает, что ожидается активный ледоход. Потому уже сейчас ведём расчёты по привлекаемой технике, запасам вывозимых взрывчатых веществ и количеству необходимого личного состава. Полагаю, что на решение данной задачи будут направлены более 40 подрывных групп. Осуществляем предварительный мониторинг потенциально опасных водных объектов.

– Насколько напряжённым для военных инженеров ЦВО будет стартовавший учебный год?

– Предстоит весьма ответственная задача по формированию инженерно-сапёрного полка в составе 41-й армии. Местом базирования воинской части станет Тюменская область. Новый ИСП будет выполнять задачи инженерного обеспечения в Сибири, в том числе на ряде стратегических барьерных рубежей через столь полноводные реки, как Енисей, Обь и Ангара. Полк планируется обеспечить самыми современными средствами инженерного вооружения.

С учётом проведённых мероприятий боевой подготовки в 2019 году в 2020-м подготовка инженерных войск округа потребует не меньшего напряжения. Впереди череда как тактико-специальных учений, так и участие в двусторонних учениях мотострелковых и танковых подразделений.

Подразделения наших инженерных войск примут самое активное участие в АрМИ-2020, в частности в этапах конкурсов «Открытая вода», «Безопасный маршрут» и «Инженерная формула».

Беседовал Юрий Белоусов.



ЕКАТЕРИНБУРГ, газета «Красная звезда»

12

Источник: arms-expo.ru