Отечественный танк в России появился в конце Гражданской войны, правда как копия лёгкого французского танка . Хотя были все шансы создать собственный тяжёлый танк ещё в Первую мировую, причём он мог бы стать самым совершенным образчиком танкостроения.

Менделеев, сын Менделеева

В отличие от известной поговорки про природу, отдыхающую на детях гениев, Василий Дмитриевич Менделеев был вполне достойным сыном собственного отца. Василий Дмитриевич окончил кораблестроительное отделение Кронштадтского морского инженерного училища, морской военный инженер. В качестве главного конструктора создавал подводные лодки, минные заградители и броненосцы. То есть, не был мечтателем, создающим никуда не годные прожекты. Понимая возросшую роль пулемётов в современной войне, задумался о средствах их подавления и пришёл к идее передвижного бронированного форта, дальше по тексту мы будем называть его привычным термином «танк».

Разработку чертежей начал в 1911 году и 24 августа 1916, когда Первая мировая была уже в разгаре, подал заявку в военное ведомство на «Бронеход», как он назвал своё детище.

Согласно чертежам и описанию, опубликованному в журнале «Техника — молодёжи» No9 от 1949 года, параллелепипед с толщиной брони 100-150 мм длиной 10 метров передвигался на гусеницах, оснащённых пневмоподвеской, со скоростью 24 км/ч. Танк имел 120-мм морское орудие, расположенное в носовой части корпуса и поднимающуюся башенку с пулемётом «Максим», позволявшую вести круговой огонь. Экипаж — 8 человек. Четыре поста управления позволяли продолжать выполнение боевой задачи даже в случае поражения танка вражеским огнём, что было практически исключено из-за толщины брони, которую даже прямой наводкой в упор не брало ни одно известное орудие того времени.

В «Бронеходе» было применено несколько удачных и опережающих своё время технических решений. Например, при стрельбе корпус мог опускаться на грунт, что стали применять немцы в самоходных артиллерийских установках только в 1942 году.

Пневматическая подвеска катков и сжатый воздух для поднятия корпуса стали использовать англичане для авиадесантных танков во Второй мировой.

«Бронеход» мог самостоятельно передвигаться по железной дороге на специальных скатах, что было реализовано на практике спустя десятилетия.

Несмотря на всё техническое совершенство «Бронехода», проект, после многомесячного рассмотрения, положили под сукно.

Консерваторы из Минобороны

С чем же было связано такое отношение к новому оружию, которое ещё и доказало своё превосходство на поле боя: первая в мире атака английских танков на немецкие окопы прошла 15 сентября 1916 года в битве при Сомме и завершилась успехом?

С крайне косным подходом военных бюрократов к принятию на вооружение новых образцов. Например. Михаил Барятинский, историк бронетанковых войск, в своей книге про русские броневики пишет, с каким сопротивлением военного ведомства пришлось столкнуться изобретателям, несмотря даже на довольно высоких покровителей и готовность за собственные деньги изготовить опытную партию бронемашин. В 1910 году «зарубили» перспективный проект авиатора Петра Нестерова. А Алексей Олейников – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета — в истории о принятии на вооружение русской армией огнемёта сообщает, что потребовалось личное вмешательство императора Николая II, после того как в мае 1915 года Главный артиллерийский комитет счёл нецелесообразным данное решение.

И таких эпизодов — десятки. Видимо, проект «Бронехода» не попал на глаза Николаю II, что и решило судьбу танка, оставшегося только в чертежах.

Источник: russian7.ru