80 лет назад были прекращены военные действия в районе реки Халхин-Гол.
15 сентября 1939 года нарком иностранных дел Вячеслав Молотов и посол Японии Синэгори Того в Москве подписали соглашение о ликвидации конфликта в районе реки Халхин-Гол. Согласно ему 16 сентября прекращались все военные действия. После завершения акта подписания протокола уже на территории прошедших боёв генерал Фудзимото пожал комбригу Потапову руку и тихо по-русски сказал: «Да, вы нас поставили очень низко…» Так закончились четырёхмесячные кровопролитные сражения. 80-летию победы советско-монгольских войск над Квантунской армией в конце августа были посвящены международные конференции в России и Монголии, где в числе участников был и наш собеседник – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Борис Божедомов.
– Формальной причиной начала вторжения японских войск на монгольские заставы считается пограничный спор. Япония полагала, что граница между Монголией и Маньчжоу-Го должна проходить по реке Халхин-Гол, Монголия же – на 20–25 км восточнее. Борис Александрович, расскажите, пожалуйста, в чём же была истинная причина нападения японской Квантунской армии?
– Монголия давно привлекала взоры японского командования своим стратегическим положением. В планах завоевательной политики Японии она рассматривалась как ключ к советской части Азии. Захват её территории создавал плацдарм, позволяющий японским войскам прорваться к Байкалу и отрезать советский Дальний Восток.
Ещё в 1936 году начальник штаба японской Квантунской армии генерал Итагаки открыто заявлял, что Монголия «очень важна с точки зрения японо-маньчжурского влияния сегодняшнего дня, ибо она является флангом обороны Сибирской железной дороги, соединяющей советские территории на Дальнем Востоке и в Европе… Поэтому целью армии должно быть распространение японо-маньчжурского господства на Внешнюю Монголию любыми средствами, имеющимися в распоряжении». Кроме того, японское командование стремилось к реваншу за поражение у озера Хасан годом ранее.
– В течение осени «хасанского» года были разработаны два варианта наступательной войны против Советского Союза. Согласно плану, названному как «Битва № 8», враг намеревался напасть двумя направлениями – через Владивосток и Хабаровск или через озеро Байкал. Почему же японцы всё-таки остановились на втором варианте?
– В начале 1939 года, оценивая развитие международной обстановки, военное и политическое руководство Японии исходило из перспектив принять участие в германо-советской войне. Генеральный штаб японской армии активно к ней готовился. В первую очередь было необходимо найти место для удара. К весне 1939-го было разработано два плана – «Ко» и «Оцу», зашифрованных как «Битва № 8». Вариант «Ко» предусматривал одновременный удар на восточном и северном направлениях. После этого намечались решительные действия в Забайкалье.
По варианту «Оцу» первоначальный главный удар планировался на западном направлении с целью выхода с юга к берегам озера Байкал и перекрытия Транссибирской железнодорожной магистрали. Таким образом, планировалось отрезать Забайкалье и Дальний Восток по суше от остальных районов СССР и перед японской армией открыть хорошие оперативные возможности для разгрома восточной группировки Красной Армии.
В результате тщательного изучения вариантов командование Квантунской армии пришло к выводу о преимуществах сосредоточения основных усилий именно на западном направлении, которое было определено как более уязвимое в обороне советских войск.
Так, для нападения был выбран район среднего течения реки Халхин-Гол. Он узким клином вдавался в территорию Маньчжурии, где должна была пройти строившаяся японцами стратегическая железная дорога Байчэн – Халун – Аршан – Хайлар. Японское командование намечало использовать её для переброски своих войск и военных материалов в будущей «большой войне» против СССР.
– Не могли бы вы рассказать, с чего же началась реализация данного замысла?
– Японская армия сосредоточила в выбранном направлении 23-ю пехотную дивизию и несколько полков баргутской (маньчжурской) конницы, а в районе Хайлара – 2-ю сборную авиационную группу. Общее командование этими войсками было возложено на генерал-лейтенанта Камацубуру, считавшегося специалистом по Советскому Союзу.
По его приказу утром 11 мая отряд японо-маньчжурской кавалерии численностью до 300 человек с несколькими пулемётами при поддержке бронемашин атаковал монгольскую пограничную заставу на высоте Номон-Хан-Бурд-Обо и продвинулся вглубь территории МНР на 15 км. Эта дата считается началом конфликта.
– Военный конфликт, необъявленная война, приграничное столкновение – как только не называют бои на Халхин-Голе. Как всё же правильно трактовать это сражение?
– Каждая из сторон называет события на реке Халхин-Гол по-разному. Например, японцы считают, что это был инцидент, другими словами, форма кратковременных боевых действий, возникших из-за недоразумения или случайного столкновения. Участие в инциденте принижает значение агрессии и снимает ответственность за развязывание конфликта. Данная трактовка Стране восходящего солнца была выгодна, так как за нападение на Монголию весной 39-го японская военщина была привлечена к международному трибуналу.
Также имеет значение чувство уязвлённого национального достоинства. Поражение в войне или в военном конфликте – это поражение нации, а неуспех и неудача в инциденте – это, так сказать, мелочи.
Война – это вооружённое столкновение, которое преследует весьма значимые военно-политические цели. В ней задействованы если не все вооружённые силы государства, то значительная их часть. В это время перестраивается весь уклад жизни государства. Для Монголии события на Халхин-Голе действительно были настоящей войной. Вся страна начала работать на ликвидацию вражеской агрессии. Почти половина боеспособной армии (4800 человек) была отправлена на Халхин-Гол. Монголы имеют полное право трактовать те бои как войну.
Но было бы совершенно неправильно употреблять этот термин по отношению к действиям Красной Армии в тот период. По отечественным взглядам, для определения этих событий подходит термин «вооружённый конфликт», представляющий собой столкновение ограниченного масштаба между государствами, являющееся следствием агрессивной политики одного из государств, которые его преднамеренно создают и используют для достижения своих целей. В этом случае политика и экономика всей страны не перестраивается на военный лад. В те годы наша армия насчитывала около 1,5 миллиона человек. Численность нашей группировки на Халхин-Голе составляла 57 тысяч. Поэтому, отвечая на этот вопрос, можно сказать, что каждая страна имеет право на свою трактовку, только если она не является фальсификацией или искажением событий.
«Захват территории Монголии создавал плацдарм, позволяющий японским войскам прорваться к Байкалу и отрезать советский Дальний Восток»
– Сказалась ли победа японской армии в войне 1904–1905 годов на её последующих захватнических планах?
– Одержав победу над русской армией в начале века, японцы поняли, что их захватнические планы, которые вынашивались на протяжении достаточно длительного времени, могут быть реализованы. Они не скрывали, что их устремления направлены на Дальний Восток, Приморье, вплоть до Байкала и даже до Урала. Имея амбиции и положительные результаты после Русско-японской войны, Страна восходящего солнца динамично развивала свои вооружённые силы. В 1931 году японцы осуществили захват Маньчжурии, создав марионеточное государство Маньчжоу-Го. В 1937 году напали на Китай. А летом 1938 года враг уже проверял на прочность Красную Армию в районе озера Хасан. Получив достойный отпор, японцы всё же не восприняли это как мощь нашей армии, а посчитали это случайностью. Через год японцы предприняли авантюру в районе реки Халхин-Гол. А это уже был реальный шаг к захвату территорий Монголии с последующей агрессией в сторону СССР.
Они были уверены в том, что Красная Армия недостаточно сильна, и в том, что Советский Союз не вступит в активные боевые действия или попросту не успеет.
– Из архивных записей следует, что для советских войск бои на Халхин-Голе складывались не всегда успешно. Так ли это?
– 28 мая японские войска перешли в общее наступление. Совместными действиями советского 57-го корпуса, находившегося в МНР согласно Протоколу о взаимной помощи 1936 года, и частей монгольской Народно-революционной армии к исходу 29 мая захватчики в тяжёлых боях были выбиты с монгольской территории. Однако совместный успех должным образом закреплён не был. Главные силы советско-монгольских войск были отведены назад – на западный берег реки Халхин-Гол. Кроме того, советские лётчики в воздушных боях с японцами понесли большие потери. В последующем эти и другие ошибки были поставлены командованию 57-го особого корпуса в вину.
В июне наступило временное затишье, на земле в основном шли бои местного значения. А вот в небе развернулись ожесточённые воздушные сражения, которые первоначально завершились в пользу японцев. Чтобы изменить эту ситуацию, по решению советского руководства в район боевых действий были направлены 48 лётчиков-асов во главе с заместителем начальника Управления ВВС РККА комкором Яковым Смушкевичем. А 12 июня по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза Ворошилова командиром 57-го особого корпуса был назначен комдив, а впоследствии комкор, Георгий Жуков.
– Насколько велика роль полководца Жукова в той победе?
– Георгий Константинович Жуков, обладавший к тому времени боевым опытом Первой мировой и Гражданской войн, а также длительной и успешной практикой командования частями и соединениями, изучив сложившуюся обстановку, предложил свой план боевых действий: ведение активной обороны на плацдарме за Халхин-Голом и подготовка сильного контрудара по противостоящей японской группировке. Руководство Наркомата обороны СССР согласилось с его предложениями. К району конфликта стали стягиваться необходимые силы Красной Армии и МНРА.
Действуя быстро и решительно, порой даже жёстко, беря лично на себя всю полноту власти и ответственность за свои решения, он в кратчайшие сроки принял меры по повышению боеспособности частей корпуса. В частности, была улучшена организация разведки, введено обучение личного состава приёмам ведения ближнего боя, проведена работа по укреплению обороны и подготовке к наступательным действиям.
20 августа после ударов авиации и почти трёхчасовой артподготовки советско-монгольские войска перешли в наступление. Прорвав фланги японских войск, советские войска к 23 августа окружили 6-ю японскую армию, а к 27 августа главные силы врага были уже рассечены на две части. 31 августа территория Монгольской Народной Республики была полностью освобождена от японских захватчиков.
– Считается, что именно эта победа заставила Японию отказаться от вступления в войну против СССР в годы Второй мировой. Так ли это?
– Да, именно. Победа советско-монгольских войск на Халхин-Голе сыграла ключевую роль в отказе японского военно-политического руководства от нападения на СССР в годы Второй мировой войны. Несмотря на тяжелейшее поражение, часть японского правительства по-прежнему видела в своих планах наступление на северные территории, то есть на СССР. Были и те, кто смотрел в сторону южных морей. Между этими группировками была достаточно сильная внутренняя борьба. Каждая настаивала на своей позиции. В первом случае ожидалось взаимодействие с немецко-фашистскими войсками. Рассчитывали, что ослабленный боевыми действиями на западе Советский Союз не выдержит удара с востока. Во втором случае предполагался конфликт с Соединёнными Штатами.
Стоит сказать, что даже осенью 1941 года, когда советские войска вели тяжелейшие оборонительные бои под Москвой и Красная Армия была измотана и обескровлена, японцы всё-таки побоялись вступать в войну с Советским Союзом. Тем более что они знали: на нашем Дальнем Востоке ждали их нападения. К 1941 году на защите нашей границы находилось несколько десятков дивизий.
«Победа советско-монгольских войск на Халхин-Голе сыграла ключевую роль в отказе Японии от нападения на СССР в годы Второй мировой войны»
– Известно, что к концу 1941 года с востока и Забайкалья было снято и переброшено под Москву 28 стрелковых дивизий. Почему Советский Союз пошёл на такой шаг?
– Легендарный советский разведчик Рихард Зорге сообщил в октябре 1941-го о том, что японское правительство решило не наступать на «северные территории», что политические взоры устремлены «в сторону южных морей».
Данное сообщение было подтверждено и многими другими источниками.
– С точки зрения военного искусства можно назвать события на Халхин-Голе поучительными для Красной Армии?
– Опыт Халхин-Гола нашёл широкое применение и получил дальнейшее развитие в годы Великой Отечественной войны. В частности, это ведение военных действий совместно с войсками союзных государств, проведение операций на окружение и ликвидацию крупных группировок противника с созданием внутреннего и внешнего фронтов окружения, отражение ударов противника по деблокаде окружённой группировки, достижение внезапности наступательных операций путём скрытого управления войсками, тщательной оперативной массировки и дезинформации противника, целенаправленная оперативная тактическая подготовка войск к выполнению намеченных для них задач в наступательных операциях, правильный выбор направления главного и вспомогательных ударов и форм оперативного манёвра, решительное массирование сил и средств на главных направлениях и важных участках. И во многих других вопросах военного искусства был отражён опыт боёв на Халхин-Голе.
– В ходе боевых действий в Монголии японские захватчики потеряли свыше 61 тысячи человек. Какой ценой советским войскам досталась эта победа и тот опыт, о котором мы говорили?
– Дорогой ценой. За время боёв погибли более 9,5 тысячи человек, почти 16 тысяч были ранены и пропали без вести, потеряны 207 самолётов.
За доблесть, мужество и героизм, проявленные в боях на Халхин-Голе, 24 соединения и части были награждены орденами СССР, почти 17,5 тысячи бойцов, командиров и политработников были награждены орденами и медалями, 70 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а лётчики Сергей Грицевец, Григорий Кравченко и Яков Смушкевич стали первыми дважды Героями Советского Союза.
Монголия потеряла около 900 солдат, защищавших свою Родину. Память о подвигах наших воинов, о боевой дружбе, скреплённой в огне жарким летом 1939 года, и по сей день хранится в благодарных сердцах российского и монгольского народов. Об этом свидетельствуют памятники, установленные в Москве и Улан-Баторе.
Беседовала Жанна Юсубова.
МОСКВА, газета «Красная звезда»
12
Источник: arms-expo.ru
Добавить комментарий