Ежедневно в воинских частях соединения, ответственного за небо столицы, на круглосуточное дежурство заступают более 200 военнослужащих.
Командный пункт одного из соединений Воздушно-космических сил. Тишину на первый взгляд размеренного дежурства офицеров вдруг нарушает команда «Тревога». В эфир прорываются слова, понятные лишь узкому кругу военных специалистов, в их числе, скажем, «выходим на высокое». Именно так говорят здесь о многофункциональной радиолокационной станции «Дон-2Н», которая, как известно, расположилась в Подмосковном Софрине и стала одним из основных звеньев в системе противоракетной обороны сердца России. Боевые расчёты, приняв команду, начинают готовиться к отражению группового ракетного удара, направленного на столицу нашей Родины…
Именно так или похоже начинается каждая учебная тренировка в единственном в Вооружённых Силах России соединении противоракетной обороны. А тренировок только за прошедший год было проведено свыше 600. На днях в части вновь звучала тревога, заставляющая боевые расчёты раз за разом успешно «отражать» различные угрозы, к счастью, условные – будь то гипотетический ракетно-ядерный удар или авария техногенного характера. Насколько надёжна наша система ПРО и на что она способна в условиях постоянного совершенствования вооружения – на эти и другие вопросы корреспондента «Красной звезды» ответил командир дивизии противоракетной обороны 1-й армии ПВО-ПРО (особого назначения) ВКС полковник Сергей Грабчук.
– Сергей Петрович, расскажите детальнее о задачах, которые были отработаны в ходе нынешней тренировки, за которой я наблюдала. Какие силы были привлечены к их решению? Как моделируете ситуации?
– Регулярные учебные тренировки с моделированием боевой обстановки различных уровней сложности нам позволяет проводить специальный аппаратурно-программный комплекс системы ПРО. Отмечу, что ежесуточно с каждым боевым расчётом они проходят по нескольку раз. В ходе тренировок «отражаются» как одиночные, так и групповые ракетные удары.
В рамках же прошедшей учебной тренировки боевые расчёты командных пунктов отработали вопросы оперативного взаимодействия по обнаружению баллистических ракет, их сопровождению, измерению координат, анализу состава сложных целей и наведению на них противоракет.
Условия были максимально приближены к боевым. Для этого в ходе тренировки командование соединения ПРО моделировало варианты боевой обстановки с применением условным противником межконтинентальных баллистических ракет нового поколения со ступенями разведения и большим количеством боевых зарядов, новейшими комплексами средств преодоления, включающими кассеты с дипольными отражателями, станции активных помех, тяжёлые и лёгкие ложные цели различных классов… Обо всём и не расскажешь.
– Не стану скрывать, что первое впечатление, которое складывается о службе, когда попадаешь на командный пункт – её тихий и размеренный уклад. Тем не менее по итогам прошедшего года в соединении было проведено свыше 600 тренировок, подобных недавней. Цифра внушительная. Особенно если учесть, что дней в году лишь 365…
– Спокойствие, тишина, как вы правильно заметили, это лишь первое впечатление. На самом деле за внешним спокойствием кроется напряжённая, кропотливая работа – поддержание постоянной боевой готовности, и это целый комплекс мероприятий. Правильность функционирования средств системы в ходе непрерывного круглосуточного дежурства проверяется несколько раз в сутки. И всё это путём проведения различных типов функционального контроля.
«Длительность боевого цикла системы ПРО меньше 20 минут, а скорость полёта противоракеты – более 3 км в секунду, что превышает скорость пули в несколько раз»
Боевыми расчётами соединения, кроме всего прочего, были выполнены контрольные проводки свыше 200 космических объектов. Более 60 из них являлись особо важными. Мы обнаружили более 10 пусков баллистических ракет и запусков ракет космического назначения, выполненных с российских полигонов, космодромов, а также с морских акваторий.
Для оценки возможностей и контроля огневых средств системы силами боевого расчёта соединения и полигона – совместно с представителями предприятий разработчиков были проведены успешные пуски новых противоракет на полигоне Сары-Шаган.
– А решает ли система ПРО задачи в интересах других структур Воздушно-космических сил?
– Решает. В мирное время в процессе несения дежурства информационная составляющая системы ПРО постоянно востребована и участвует в информационном обеспечении систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства с выдачей им высокоточной информации в реальном масштабе времени.
B интересах системы предупреждения о ракетном нападении, а также для оценки технического состояния средств система регулярно привлекается для обнаружения запусков ракет космического назначения и пусков баллистических ракет с космодромов Плесецк и Байконур, а также стартов баллистических ракет с подводных лодок из акваторий Баренцева, Белого и Охотского морей.
В интересах системы контроля космического пространства на постоянной основе осуществляется решение задач по обнаружению и сопровождению космических объектов, сбора по ним различной информации и определения параметров их орбит.
Особенно важна работа системы ПРО для обеспечения безопасности международной космической станции, при возникновении нештатных ситуаций с космическими аппаратами на орбитах.
Другой столь универсальной системы в Воздушно-космических силах нет.
– Каждый раз, когда речь заходит о противоракетной обороне нашей столицы, все непременно вспоминают о «Доне» – РЛС, которая заступила на дежурство более 20 лет назад. Неужели ей до сих пор нет аналогов?
– Эта многофункциональная радиолокационная станция сантиметрового диапазона на самом деле великое творение коллективного человеческого разума. Станция предназначена для обнаружения баллистических и космических целей, их сопровождения, определения координат, анализа состава сложных целей и наведения противоракет. Она способна обеспечивать одновременный обзор всей верхней полусферы на дальностях в несколько тысяч километров.
Этот объект по форме представляет собой четырёхгранную усечённую пирамиду с шириной основания более 130 м и высотой более 35 метров. Для её создания потребовалось более 30 тысяч тонн металла и 50 тысяч тонн бетона. Из-за уникальных характеристик, возможностей «Дон» называют восьмым чудом света.
На РЛС реализована цифровая обработка большого количества различных типов радиолокационных сигналов, позволяющих обеспечить обнаружение и сопровождение в автоматическом режиме не менее 100 сложных баллистических целей и одновременно навести на них несколько десятков противоракет.
Высокая мощность и помехозащищённость, многофункциональность, высокая степень автоматизации и контроля, многократное резервирование составных частей, большие возможности по адаптации к тактической обстановке позволяют обнаруживать боевые блоки баллистических ракет на фоне всего комплекса средств преодоления ПРО на больших дальностях и сопровождать их с высокой точностью. Это и тяжёлые, и лёгкие ложные цели, дипольные отражатели, станции активных помех…
Наша РЛС аналогов в мире действительно не имеет.
– Мне посчастливилось присутствовать на учебной тренировке, где отрабатывались практические действия боевых расчётов при возникновении условной угрозы. А что будет в случае реальной? «Дон» её обнаружит, а какими средствами будут уничтожены боевые блоки и как быстро сработает наша система ПРО с момента обнаружения атаки до отражения ракетного удара?
– Огневые средства или средства поражения боевых блоков представлены противоракетой ближнего перехвата, которая по своим скоростным характеристикам уникальна и тоже не имеет аналогов в мире. Достаточно сказать, что скорость её полёта – более 3 км в секунду, что превышает скорость пули в несколько раз.
Если цели атакуют обороняемый район, то система ПРО начинает свой боевой цикл. Его длительность – до 20 минут. Цели обнаруживаются на дальностях в несколько тысяч километров, непрерывно решается задача выделения боевых блоков из множества ложных целей, уточнения траекторий, осуществляется целераспределение, в расчётное время производится пуск и наведение противоракет в точки встречи, где и происходит уничтожение целей. Противоракетный бой очень скоротечен.
– С момента постановки нынешней системы ПРО на боевое дежурство прошло более 20 лет. Соответствуют ли современным требованиям технологические решения, заложенные в неё? И по каким основным направлениям она совершенствуется и развивается?
– За прошедшие годы проделана большая работа. Позади несколько этапов модернизации системы, и благодаря тому, что конструкторские решения, заложенные в систему при её создании, намного опережали своё время, а заложенный потенциал по модернизации позволяет расширять спектр решаемых задач в ходе эксплуатации и адекватно реагировать на появление перспективных средств воздушно-космического нападения противника, система соответствует требованиям дня.
«В настоящее время проводится глубокая модернизация системы ПРО без её вывода из режима «Боевое дежурство»»
Отмечу, что годы эксплуатации системы ПРО имеют особое значение. Десятилетия реальной работы позволили приобрести бесценный опыт, который помогает сегодня предметно решать задачу по совершенствованию технических средств системы и способов её применения.
Действительно, наука не стоит на месте. Изменяется характер угроз, что требует реагирования и развития способов боевого применения. Совершенствуются технологии, и это находит отражение в появлении современной аппаратуры и оборудования. Разрабатываются новые перехватчики для повышения боевых возможностей системы, отрабатываются вопросы взаимодействия с другими средствами поражения.
Сегодня над этой задачей работают крупные научные организации. Все запланированные работы проводятся по утверждённым планам в установленные сроки.
В настоящее время проводится глубокая модернизация системы ПРО без её вывода из режима «Боевое дежурство». Переходим на современную отечественную элементную базу, вводятся в эксплуатацию высокопроизводительные специализированные электронно-вычислительные средства. Одновременно ведутся работы по отработке перспективных противоракет, что позволит получить новые боевые возможности и характеристики. Поэтому, отвечая на вопрос «Соответствует система ПРО современным условиям?», ещё раз с полной уверенностью отвечаю: «Да, соответствует и не устареет в ближайшие десятилетия».
– А как вы в целом оцениваете надёжность нашей системы ПРО и способность отражения возможных ударов в условиях совершенствования средств ракетного нападения?
– На сегодняшний день наша система является единственно действующей стратегической системой противоракетной обороны, которая позволяет обеспечить гарантированную защиту столицы от ударов всех существующих и перспективных типов баллистических ракет противника средней и межконтинентальной дальности с разделяющимися боевыми частями в условиях применения комплекса средств преодоления ПРО. Система ПРО находится в постоянной боевой готовности и решает стоящие перед ней задачи в автоматическом режиме.
Реализованные в технике принципы позволяют обеспечить перехват целей с вероятностью близкой к единице.
А что касается существующих и перспективных баллистических ракет так называемых «третьих стран», то их перехват для нашей системы не представляет сложности.
– Но чтобы работать с такой уникальной высокоточной техникой, необходима особая профессиональная подготовка… Каким должен быть уровень подготовки офицеров, на плечи которых возложены задачи круглосуточного дежурства по защите неба Москвы и центрального промышленного района? С какими сложностями сопряжена их служба?
– Ежедневно в воинских частях соединения на круглосуточное дежурство заступает более 200 военнослужащих. Обслуживание и поддержание системы в постоянной боевой готовности – это труд большого коллектива и требует от инженерно-технического состава высокой квалификации. Поэтому перед нами стоит одна и та же сложная задача – постоянное повышение уровня профессионализма, совершенствование боевой подготовки, ввод в строй вновь прибывших офицеров, выпускников вузов, их допуск к боевому дежурству.
Сейчас работать приходится как с новейшей техникой, так и с аппаратурой, проработавшей долгие годы и требующей присмотра и ремонта. Поэтому нам нужны подготовленные специалисты, способные решать сложные задачи по поиску неисправностей и обслуживанию широкой номенклатуры оборудования. А чтобы стать такими специалистами, необходимо не менее трёх лет. Офицеры даже шутят, что их основное оружие не ракеты, а отвёртка и паяльник. Безусловно, требования к уровню подготовки постоянно возрастают.
Что же касается задач, то у офицеров, проходящих службу в частях постоянной боевой готовности, к которым относятся и воинские части нашего соединения, простыми они не бывают.
Главная трудность, на мой взгляд, заключается в большой моральной и психологической нагрузке, обусловленной как высокой степенью ответственности, так и необходимостью постоянно анализировать большой поток информации – более тысячи различных параметров для обеспечения непрерывного контроля за всеми средствами системы и поддержания их в исправном состоянии 24 часа в сутки.
– Не так давно управление соединения ПРО отметило очередную годовщину с момента своего образования. Если вернуться на 57 лет назад, как оно создавалось? Известно, что идеи, которые, как оказалось, опередили время, в определённых кругах тогда воспринимались с известной долей скепсиса…
– В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР стало известно, что США разрабатывают баллистические ракеты дальнего действия, способные нести мощные атомные заряды, а средств противодействия этому «абсолютному» оружию не было.
По поводу возможности создания системы ПРО в научных кругах велись споры. «Стрелять снарядом по снаряду? Глупость какая-то!» – примерно так воспринимали идею противоракетной обороны некоторые научные авторитеты. Под тематику системы ПРО в составе КБ-1, разработавшего систему ПВО С-25, было создано специальное конструкторское бюро – СКБ-30. Его возглавил доктор технических наук Григорий Васильевич Кисунько. На возглавляемый им коллектив была возложена задача – провести оценку возможностей создания средств ПРО с учётом последних технических и научных достижений. После научных проработок в 1956 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление о создании экспериментального комплекса ПРО – системы «А» на берегу озера Балхаш, недалеко от посёлка Сары-Шаган в Казахстане. Кисунько был назначен главным конструктором.
Надо подчеркнуть, что впервые в Советском Союзе была применена цифровая вычислительная техника, обеспечивающая непрерывное управление всеми средствами системы ПРО и обработку полученных при испытаниях результатов информации.
Успех пришёл 4 марта 1961 года. В тот день впервые в мировой практике было осуществлено поражение головной части баллистической ракеты средствами экспериментальной системы ПРО.
По своей значимости её создание и успешное испытание сродни прорыву в космос. До сих пор удивляет, как страна, обескровленная страшной войной, потерявшая миллионы соотечественников, вынужденная восстанавливать, возрождать оборонную промышленность после эвакуации, смогла добиться такого успеха!
Было доказано, что создание системы ПРО – это реальность. Специальное управление по вводу боевой системы ПРО было сформировано 22 января 1962 года, и эта дата стала началом нашей истории. Сегодня это единственное в стране соединение, входящее в состав 1-й армии ПВО-ПРО (особого назначения) ВКС России, которое предназначено для обороны города Москвы от ударов баллистических ракет противника с любого направления, а также для информационного обеспечения систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.
Находясь на постоянном круглосуточном боевом дежурстве, система ПРО выступает гарантом ядерной безопасности государства.
Беседовал Юрий Козак,
МОСКВА, газета «Красная звезда»
12
Источник: arms-expo.ru
Добавить комментарий