Более 65 лет производства, более 70 миллионов изготовленных экземпляров, десятки модификаций – всё это долгая и весьма успешная история автомата Калашникова. АК чуть более чем за полвека стал настоящим брендом – в честь него называют детей в Африке, ему ставят памятники и его изображают на государственных символах. И он же по праву носит звание самого распространённого стрелкового оружия в мире — по некоторым подсчётам, на семейство Калашникова приходится до 20 процентов всего количества автоматов.
Впрочем, это далеко не предел: концерн «Калашников» готов с каждым годом наращивать экспортный потенциал и захватывать всё новые рынки.
Следуя традициям
Более года назад, в июне 2017-го, глава «Ростеха» Сергей Чемезов признался, что портфель заказов концерна «Калашников» после введения против России санкций в 2014 году вырос сразу в шесть раз – до 300 миллионов американских долларов. На долю стрелкового и охотничьего оружия и боеприпасов в общем объёме, по словам главы концерна Алексея Криворучко, приходится порядка 200-230 миллионов долларов. Причём в постсанкционный период вырос и этот показатель, но чуть скромнее – «всего» в четыре раза.
Основными заказчиками традиционно выступают страны Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии – особенно те, с которыми «оружейные контакты» были установлены ещё с советских времён.
Так, среди самых крупных сделок – поставка Венесуэле в 2006 году 100 тысяч автоматов АК-103, а также патронов, штык-ножей, магазинов и запчастей. Общая сумма контракта составила 40 миллионов долларов.
К 103-му активно присматривался и Пакистан. В 2016 году «Российская газета» сообщила, что власти страны готовы приобрести «крупную партию» автоматов. Подробностей по этой сделке больше не появлялось, однако известно, что уже через год концерн «Калашников» заключил соглашение с Исламской Республикой о поставке и продвижении на рынке страны гражданского стрелкового оружия.
Помимо этих государств, к АК «сотой серии» в прошлом году присматривалась и Саудовская Аравия. Эти автоматы также эксплуатируются в вооружённых силах Армении, Индии, Индонезии, Ирана, Казахстана, Ливии, Намибии, Сирии, Уругвая и Фиджи.
Всего же число стран-эксплуатантов автоматов Калашникова – от АК-47 до новейшего АК-12 – переваливает за сотню. И все они, вне сомнения, являются потенциальными покупателями новых образцов.
И вашим, и нашим
Главная отличительная черта оружия от Калашникова, помимо надёжности и неприхотливости в использовании, — универсальность. Из АК можно стрелять и патронами калибра 5,45 миллиметра, и «натовскими» калибра 5,56 миллиметра, и более «мощными» патронами советского образца – калибра 7,62 миллиметра.
Именно «двойной стандарт» делает «Калаши» такими популярными. Так, по подсчётам экспертов, как минимум три десятка стран, в том числе из БРИКС и ОДКБ, готовы закупать российский автомат под оба патрона.
Парадоксально, но любители АК есть даже в США. До введения санкций американский рынок был главным для концерна «Калашников» с точки зрения гражданского и спортивного оружия. По оценке главы информационно-аналитического департамента госкорпорации «Ростех» Василия Бровко, на Штаты ранее приходилось до 90 процентов продаж.
Однако после введения санкций американцам приходится закупать автоматы через третьи страны. И делают это не только сами граждане, но и официальные власти. Например, чуть более года назад Чемезов уличил Вашингтон в том, что тот через посредников приобретает автоматы Калашникова для вооружённых сил Афганистана.
А совсем недавно стало известно о намерении командования Сил специальных операций США предоставить гранты на производство копий пулемёта Калашникова. Ожидается, что воспроизведённое оружие будет поставляться американским союзникам, преимущественно на Ближнем Востоке, поскольку образцы из США их уже не устраивают.
Это ли не показатель успеха?
Источник: russian7.ru
Добавить комментарий