Боевая подготовка в соединениях и частях 1-й гвардейской танковой армии ЗВО спланирована с учётом  опыта современных вооружённых конфликтов.

Об особенностях организации боевой учёбы в 1-й гвардейской танковой армии Западного военного округа и других задачах, возложенных на армию, «Красной звезде» рассказывает командующий объединением генерал-майор Сергей Кисель.

– Сергей Александрович, как известно, ваше объединение – прямой преемник легендарной 1-й гвардейской танковой армии, штурмовавшей в 1945 году Берлин…

– Да, это именно так, и мы гордимся этой преемственностью.

На Курской дуге армия под руководством генерал-лейтенанта танковых войск Михаила Катукова приняла на себя удар, отра­зила его и нанесла поражение отборным соединениям вермахта. Армия участвовала в крупнейших стратегических наступательных операциях: Львовско-Сандомирской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской, Берлинской.

После Великой Отечественной войны армия осталась на территории Германии, где охраняла западные рубежи Организации Варшавского договора в составе Группы советских войск в Германии и Западной группы войск.

После вывода в 1992 году в Россию объединение дислоцировалось под Смоленском до 1998 года, когда было расформировано.

Отмечу, что в армии служили многие выдающиеся военачальники. Среди них маршал бронетанковых войск М.Е. Катуков, главный маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян, Маршал Советского Союза И.И. Якубовский, главный маршал артиллерии В.Ф. Толубко, генерал армии  В.В. Герасимов, генерал-полковник Г.Н. Трошев.

– Что представляет собой 1-я гвардейская танковая армия сегодня? Какие задачи перед ней стоят?

– В составе армии мотострелковые, танковые, артиллерийские, зенитные ракетные, ракетные соединения и воинские части, в том числе знаменитые Таманская мотострелковая и Кантемировская танковая дивизии. Сегодня по боевому составу это уникальные соединения, равных которым по боевым возможностям в Сухопутных войсках нет.

Части армии дислоцированы в нескольких субъектах страны. Органы управления и структура объединения позволяют постоянно повышать качество боевой подготовки, решать все возложенные задачи по предназначению, эффективно организовывать и контролировать повседневную деятельность, планировать боевое применение войск.

– Чем оснащены соединения и части армии? Какие современные образцы вооружения и военной техники поступают сейчас в воинские формирования?

– Сегодня 1-я танковая армия укомплектована современными образцами боевых машин, разработанных нашими инженерами.

Это модернизированные танки Т-72Б3 с усиленной защитой, оснащённые новейшим многоканальным тепловизионным прицелом, баллистическим вычислителем, усовершенствованным стабилизатором вооружения, автоматом сопровождения цели и другими новшествами. Их электронная начинка позволяет значительно повысить точность поражения целей. Наш основной боевой танк Т-72Б3 обладает достаточными характеристиками для обнаружения и уничтожения любого противника на поле боя. Т-72Б3 – надёжный танк. Он отличается от иностранных образцов намного меньшими габаритами, что делает его менее уязвимым. При этом он более скорострельный и обладает хорошими маршевыми способностями.

У нас есть подразделения и с танками Т-90, которые принципиально отличаются от других машин степенью защищённости экипажа, большой дальностью стрельбы и более мощным двигателем.

«В 2018 году в армии было проведено свыше  1,5 тысячи боевых стрельб отделений, взводов, ротных и батальонных тактических учений»

Остаются на вооружении хорошо зарекомендовавшие себя танки Т-80БВ, Т-80У. Комплекс вооружения на Т-80БВ такой же, как на Т-72Б3 и Т-90. Особенность Т-80БВ в том, что этот танк способен работать при низких температурах. Его газотурбинный двигатель, конструкция которого не предусматривает охлаждающей жидкости, неприхотлив в морозы. Т-80БВ и Т-80У отличаются уникальными маршевыми характеристиками и способны за короткий срок преодолевать большие расстояния. Изначально Т-80 разрабатывался как танк прорыва, он может разогнаться до 90 км/ч.

В целом танки, которые сегодня стоят в строю, полностью соответствуют требованиям времени. Их экипажи уверенно чувствуют себя в современном бою.

Есть на вооружении боевые машины пехоты БМП-3, по гособоронзаказу поступают бронетранспортёры БТР-82А.
Ракетная бригада объединения вооружена оперативно-тактическим ракетным комплексом «Искандер-М». Зенитные ракетные подразделения перевооружаются на новейшие комплексы «Тор-М2У» и переносные ЗРК «Верба».
Радует, что вместе с новыми образцами техники сразу же поступают соответствующие тренажёры, что ускоряет процесс обучения специалистов.

– Чему сегодня уделяете основное внимание в боевой подготовке танкистов?

– Сегодня учёба включает несколько основных составляющих. Во-первых, это индивидуальная выучка членов экипажа, повышение которой возможно только через практику. Танкисты должны постоянно водить и стрелять, и чем сложнее условия упражнений, тем опытнее они будут. Отрабатываются подводное вождение, бой в городе. Недавно внедрено новое испытание – комплексное упражнение стрельб, в котором предусмотрены и вождение с преодолением препятствий, и различные виды стрельбы. Во-вторых, серьёзное внимание мы уделяем подготовке руководителей всех степеней. Ведь командир танкового подразделения, как и соединения, командует не только бронемашинами – в его распоряжение передаются армейская и беспилотная авиация, средства разведки, артиллерия, мотострелки, подразделения противовоздушной обороны и обеспечения. Всё это позволяет решать боевые задачи как совместно с основными силами, так и в отрыве от них. И именно из этого, кстати, вытекает третья составляющая – совместная подготовка соединений, когда разные по предназначению подразделения вместе работают на общий результат.

– И каков этот результат в уходящем году?

– В 2018 году в армии было проведено свыше 1,5 тысячи боевых стрельб отделений, взводов, ротных и батальонных тактических учений, а также плановых мероприятий боевой подготовки в звене «бригада дивизия».

Солдаты, сержанты и офицеры армии приняли активное участие в конкурсах Армейских международных игр – 2018: «Танковый биатлон», «Суворовский натиск», «Снайперский рубеж», «Отличники войсковой разведки», «Безопасный маршрут», «Мастера артиллерийского огня», «Военно-медицинская эстафета». К слову, напомню, что полигон Алабино 1-й гвардейской танковой армии принял в этом году два международных конкурса – «Танковый биатлон» и «Полевая кухня».

В них участвовали десятки команд из разных стран, а посетителями стали тысячи благодарных гостей.

– Как показали себя военнослужащие армии на двустороннем полковом тактическом учении, прошедшем осенью на полигоне Мулино в Нижегородской области?

– Личный состав продемонстрировал высокую боевую выучку в ходе этого учения. Соединения армии совершили комбинированный марш на полигон Мулино и достойно выполнили там задачи по предназначению. Отрабатывались вопросы приведения подразделений в высшие степени боевой готовности, организации и ведения боевых действий, обнаружения и огневого поражения противника.

Танковые, мотострелковые и артиллерийские подразделения выполнили совместные боевые стрельбы в дневное и ночное время суток из вооружения танков Т-80, Т-72Б3, боевых машин пехоты БМП-2, БМП-3, бронетранспортёров, 152-мм самоходных гаубиц «Мста-С», реактивных систем залпового огня «Град», «Ураган», тяжёлых огнемётных систем ТОС-1А «Солнцепёк».

При выполнении учебно-боевых задач экипажи оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» отработали перевод комплексов из походного положения в боевое, перегрузку учебной ракеты с транспортно-заряжающей машины на пусковую установку, выполнение условных стрельб, а также совместно с ротой специального назначения организовали охрану и оборону ракетных комплексов после смены стартовых позиций.

«Танкист обязан досконально знать технику, баллистику, особенности современного общевойскового боя, который  за последние десятилетия стал сложнее в разы»

В ходе активной фазы учения истребители-бомбардировщики Су-34 оперативно-тактической авиации, многоцелевые вертолёты Ми-8 и ударные вертолёты Ми-24 армейской авиации ЗВО уничтожили подвижные цели, имитирующие мобильную группу условного противника, и поддержали огнём мотострелковые и танковые подразделения, выполнявшие переход в контрнаступление.

Подчеркну, что командирам соединений и частей, привлечённым на учение, демонстрировалось ведение боевых действий с учётом боевого опыта на примере современных вооружённых конфликтов, в том числе в Сирии.

Все участники учения – от солдат до командиров – получили комплекты оборудования, интегрированного в Единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Аналогичные образцы были установлены на боевую технику. Отмечу, что ЕСУ ТЗ это система будущего, она позволяет по-новому взглянуть на бой, повысить эффективность применения подразделений и вооружения, сократить время на постановку задачи, повысить точность огня.

Завершилось учение смотром военной техники. Военнослужащие показали своё мастерство при прохождении в едином парадном строю, поддерживая определённую скорость движения и выполняя различные манёвры, не нарушая его.

– В последнее время в Вооружённых Силах активно внедряются цифровые технологии, автоматизированные системы управления, беспилотники, роботизированные комплексы. Как это влияет на современный танковый бой?

– Технологии, включая цифровые, которые сейчас стоят на службе в наших Вооружённых Силах, в том числе и в 1-й гвардейской танковой армии, предрешают успех боя, обеспечивают полное поражение противника.

Внедрение всё более сложных технических систем требует постоянного повышения уровня знаний и боевой выучки военнослужащих. Так, танкист обязан досконально знать технику, баллистику, особенности современного общевойскового боя, который за последние десятилетия стал сложнее в разы. Сегодня к командиру танка предъявляются требования, которые когда-то предъявлялись к командирам крупных подразделений.

– Время для военно-патриотического воспитания молодёжи находите?

– Разумеется. Особое внимание уделяем взаимодействию с движением «Юнармия». Дети, подростки, юноши и девушки частые гости в воинских частях объединения, участники различных мероприятий.

Так, в начале октября юнармейцы и военнослужащие гвардейской Таманской мотострелковой дивизии приняли участие в ежегодной военно-патриотической акции «Марш кремлёвских курсантов», посвящённой подвигу, совершённому отдельным курсантским полком осенью 1941 года. В память об этом современные молодые люди менее чем за двое суток в боевой экипировке с оружием в руках прошли 85 км. Именно такое расстояние осенью 1941-го преодолели кремлёвцы, чтобы на реке Ламе у села Ярополец вступить в неравный бой, который для многих из них стал последним.

Военнослужащие Таманской и Кантемировской дивизий неизменные участники военных парадов Победы на Красной площади. Недавно таманцы также участвовали в исторической реконструкции легендарного военного парада, который состоялся в Москве 7 ноября 1941 года.

На базе объединения активно работает поисковый отряд. В августе этого года ребята из отряда обнаружили недалеко от деревни Бывалки в Смоленской области обломки сбитого фашистами самолёта из полка «Нормандия–Неман». Со времён Великой Отечественной войны боевая машина лежала в болоте на шестиметровой глубине. Чтобы извлечь истребитель, размыли сохранившиеся остатки фюзеляжа. Мелкие металлические элементы подняли водолазы Минобороны России. Предварительно военные инженеры объединения вместе с водолазами и членами поискового отряда подготовили прилегающую территорию, в том числе пробили более километра грунтовой дороги по болотистой местности, провели наземную и подводную рекогносцировки, чтобы точно определить место падения самолёта и способ подъёма основной его части. После завершения описи фрагментов фюзеляжа, внутренних узлов и агрегатов самолёта получим заключение о его модели. Это позволит со 100-процентной вероятностью сказать, когда сбили самолёт, кто его пилотировал в последнем воздушном бою. Дело в том, что останки пилота не найдены. Вполне вероятно, что ему удалось покинуть машину с парашютом.

Беседовал Виктор Худолеев.

МОСКВА, газета «Красная звезда»
12

Источник: arms-expo.ru