Малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 «Каракурт» стал одним из самых популярных объектов судостроения на форуме «Армия-2018». Макеты корабля, в том числе экспортная версия, красовались на стендах трёх разных верфей, а в рамках деловой программы были заключены контракты на постройку шести новых МРК на Дальнем Востоке. Об истории создания, особенностях и причинах популярности проекта 22800 в интервью Sudostroenie.info рассказал главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Дмитрий Цымляков.
 
– Дмитрий Евгеньевич, почему было принято решение о создании проекта МРК 22800?

– Главной причиной была остановка постройки фрегатов «адмиральской серии» проекта 11356 из-за отказа украинской стороны в поставке ГГТА после известных событий весны 2014 года.
 
Вторая причина – старение нашего корабельного состава. Проект 22800 пришёл на смену РКА проекта 1241 «Молния» и  МРК проекта 1234 «Овод». Последний МРК «Овод» был построен в конце 80-х годов прошлого века.
 
Поэтому по таким параметрам, как главные размерения, водоизмещение, скорость эти корабли сопоставимы. Сходны они и по основному назначению.
 
– По ходовым характеристикам и энергетической установке, в чём отличия «Каракурта» от «Овода»?
 
– В целях ускорения проектирования на проекте 22800, аналогично проекту 1234, использована отечественная энергетическая установка на базе трёх дизелей М507, оптимизированных для увеличения ресурса.

Чтобы сделать корабль максимально быстро, установка по своей компоновке была во многом заимствована у «Овода».
 
Однако в силу применения другой формы корпуса (на «Оводе» использовался глиссирующий корпус, а на «Каракурте» – обводы переходного режима) удалось улучшить мореходность, обитаемость, решить проблемы, связанные с большим углом наклона валов, характерным для глиссирующих корпусов. На «Оводах» достаточно большой угол наклона, что вызывало большую вибрацию и дополнительное сопротивление движению.
 
На «Каракурте» угол наклона валов находится в приемлемых пределах: 5 градусов на носовом машинном отделении и 10 градусов на кормовом. Соответственно, все характеристики, как пропульсивные, так и вибрационные у нового корабля лучше.
 
– Что можете рассказать про вооружение нового корабля?

– Сейчас практически стандартом для отечественного флота стал комплекс «Калибр», обеспечивающий в том числе и решение стратегических задач. Также в проекте используется усовершенствованная пушка АК-176МА. У неё за счёт применения электрических приводов повышена точность стрельбы.
 
С 253-го заказа, строящегося на заводе «Пелла», второго серийного МРК проекта 22800, на такие корабли устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М».

– ЗРАК «Панцирь» будет устанавливаться и на последующих кораблях этого проекта?

– Да, на всех последующих. Так предполагается, по крайней мере.
 
Всё остальное – в соответствии с воззрениями наших военных на применяемое оружие. Так, в проекте используется современные комплексы радиотехнического вооружения, навигации, связи.

Второй серийный МРК проекта 22800 «Шквал» / Фото: Sudostroenie.info

– Чем «Каракурт» отличается от других отечественных проектов?

– Одна из изюминок проекта – практически полное импортозамещение. Чтобы исключить возможность блокировки поставок, импортное оборудование закладывалось по минимуму.
 
В настоящее время у нас используется ряд позиций импортного оборудования. В основном это бытовое оборудование, обеспечивающее комфорт экипажа: стиральные машины, холодильники, плиты, мойки, кофеварки, кофемолки и т.п. Разумеется, этот перечень прошёл определённую процедуру, и есть решение о его применении.
 
Всё серьёзное оборудование – отечественное.
 
Ещё головной корабль примечателен тем, что при его создании на нём не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача – использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть образцы уже существуют, их нужно только военным соответствующим образом принять. Поэтому в такие сжатые сроки всё получилось.
 
– Когда началось создание проекта 22800?

– В 2015 году. В начале апреля я был назначен главным конструктором проекта и с этого момента пошла основная работа: инструкционный чертёж, графики, СТУ.

– Довольно сжатые сроки…

– Очень сжатые. Сокращённый технический проект был готов за полтора месяца. Это было сделано, чтобы получить общие характеристики корабля, определиться с основным оборудованием, разработать заказные ведомости и, самое главное, по итогам защиты получить добро от заказчиков на продолжение работы. А к концу 2015 года технический проект уже был полностью закончен. И, соответственно, выданы первые корпусные чертежи и спецификации на судостроительный завод «Пелла».

В декабре 2015 года заводчане уже имели определённый задел по корпусной части, и 25-го числа головной МРК «Ураган» был заложен. Далее работа шла в очень быстром темпе. Мы разрабатывали документацию, судостроители «Пеллы» с колёс воплощали задуманное в металле. И одновременно учились строить боевые корабли, поскольку на тот момент их опыт, к сожалению, ограничивался только буксирами и скоростными катерами. К чести заводчан, несмотря на то, что многое для них было впервой, они справились.

В итоге, от принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Даже над схожим проектом «Буян-М» Зеленодольское ПКБ и Зеленодольский завод работали дольше. И потом, у них была определённая база – уже существовал проект 21630.

– На какой стадии сейчас находится головной МРК «Ураган»?

– Сейчас корабль завершает заводские ходовые испытания. И, надеюсь, что уже в сентябре-октябре месяце выйдет на государственные.
 
– Каков запланированный срок сдачи корабля?

– Конец 2018 года.

Головной МРК проекта 22800 «Ураган» / Фото: СЗ «Пелла»

– «Пелла» уже спустила на воду три МРК проекта 22800 – «Ураган», «Тайфун» и «Шквал». На этом заводе ещё будут строиться такие корабли?

– В цеху стоит ещё четвёртый МРК – «Буря». Его спуск на воду ожидается осенью.

– 22 августа были заключены контракты на постройку шести МРК на Дальнем Востоке. Они будут чем-то отличаться?
 
– Возможно будут какие-то изменения в части энергетики. У нас сейчас сделаны соответствующие проработки. Есть вариант с газотурбинными двигателями. Для того чтобы обеспечить высокий темп строительства, есть разные предложения. Ждём решения Заказчика. Пока что завод «Звезда» в его нынешнем состоянии не может обеспечить необходимый темп изготовления дизелей.
 
– На «Звезде» не так давно сменился владелец. Может быть, ситуация изменится…

– Надеемся. Но пока имеем то, что имеем.

– Судя по экспозиции форума Минобороны России, «Каракурт» является одним из наших ключевых экспортных товаров. У экспортной модификации – проекта 22800Э есть отличия?

– Всё зависит от требований заказчика. Если заказчик захочет поставить своё радиотехническое вооружение или комплексы внутренней связи, то, соответственно, корабль будет доработан.

И энергетика. Наверняка, они захотят поставить что-то своё. Мы рассматривали возможность установки дизелей MTU 20V4000 мощностью 4300 кВт. По расчётам, трёхвальная установка может обеспечить несколько меньшую скорость, чем с двигателями «Звезды», но для кораблей такого водоизмещения и такой ударной мощи этого, наверняка, будет достаточно.

– По вооружению экспортный вариант отличается?

– Только ракетами. Их дальность ограничена договором о нераспространении. В остальном, экспортный комплекс «Панцирь» есть, артиллерийская установка тоже есть в экспортном варианте.
 
– Какие зарубежные страны проявляют интерес к проекту 22800Э?
 
– Интерес очень большой. Со стороны традиционных партнёров по ВТС: Вьетнама, Индии. Рассчитываем на интерес со стороны Индонезии, Алжира, стран Персидского залива.

Проект 22800Э в демо-центре ОСК / Фото: Sudostroenie.info

– О модернизации «Каракурта» речь пока вести рано?

–Зачем модернизировать то, что хорошо получилось, хотя, не скрою, прорабатываются варианты с другим составом вооружения, позволяющим расширить боевые возможности корабля.

– Возможно, какие-то решения будут приняты по результатам испытаний головного МРК…

– Возможно. Пока могу честно сказать, что, как платформа, корабль оправдывает все наши ожидания. Всё, что рассчитывали получить, мы получили. С точки зрения скорости, с точки зрения управляемости, мореходности. Разгонные характеристики великолепные. По сути дела, это катер, но большого водоизмещения.
 
– А что касается экономической составляющей проекта? В последнее время это важный критерий для Минобороны при формировании гособоронзаказа.

– По этому поводу лучше спрашивать у заводчан «Пеллы», но могу сказать, что корабль получился недорогой по сравнению с тем, что строит флот. Стоимость оказалась сильно меньше 10 млрд рублей.
 
– Этим объясняется такая популярность корабля?

– Конечно. ЦМКБ «Алмаз» и завод «Пелла» доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого.
 

Беседовал Александр Полунин.

МОСКВА, издание Sudostroenie.info
12

Источник: arms-expo.ru