Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова рассказала в специальном интервью ТАСС о возможностях российских дипломатов помогать работе журналистов в горячих точках. О разработанном приложении для смартфонов, медицинских страховках, переговорах по дипканалам читайте в материале ТАСС, подготовленном в связи с трагедией в Центральноафриканской Республике (ЦАР). 

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о приложении «Зарубежный помощник», которое рекомендуется в том числе журналистам при работе за рубежом.

— МИД РФ, Департамент Ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ), который функционирует в рамках нашего ведомства, несколько лет назад разработал, внедрил и информировал общественность о специальном мобильном приложении к смартфонам, телефонам, компьютерам «Зарубежный помощник». Это специальная база данных, специальное приложение, в котором имеется вся информация о стране, куда отправляется человек. Это общественно-политическая обстановка, климатические особенности, текущая ситуация. Данное приложение также имеет функцию оповещения в случае кризисной ситуации, когда человек попал в беду, когда ему что-то угрожает, он может направить сигнал бедствия, своеобразный SOS, и этот сигнал поступит в общую базу данных, на сервер, где будет зафиксирован. Мы знаем наверняка, что группа российских журналистов в ЦАР не обращалась в МИД до поездки, не обращалась в наше посольство во время поездки. Наличие и использование по крайней мере «Зарубежного помощника» дает определенные шансы в случае кризисной, сложной, непредсказуемой ситуации.

— Какие наиболее серьезные меры в стране пребывания могут быть приняты в отношении представителей СМИ, которые осуществляют журналистскую деятельность, не имея визы соответствующего типа и соответствующего разрешения? Какую помощь еще до поездки может оказать журналистам МИД РФ?

— Даже в каждой из стран ЕС существуют собственные правила для работы журналистов. Где-то речь идет о необходимости получения журналистской визы, где-то необходимо получить еще дополнительно и аккредитацию для работы. Как правило, эти данные доступны в интернете, их всегда можно уточнить заранее в МИД РФ, направив нам соответствующий запрос.

Но особое внимание к этим вопросам представители СМИ должны проявлять, когда отправляются в страны со сложной общественно-политической обстановкой, страны, где идут вооруженные конфликты, страны, в которых наблюдается горячая фаза гражданских войн, в которых проходят контртеррористические операции. Как правило, такую справочную информацию можно почерпнуть на сайте МИД РФ, на сайтах наших посольств, генконсульств, представительств Россотрудничества. В любом случае мы всегда готовы дать эту информацию, поделиться нашими рекомендациями и оказать содействие, когда речь идет о направлении съемочных групп в страны со сложной обстановкой. Таких примеров сотни, когда группы выезжающих журналистов получают такие консультации от МИД. Я думаю, что и агентство ТАСС также это может подтвердить.

В особых случаях дополнительные переговоры по дипломатическим каналам проходят и с местной стороной. Объясняется цель поездки группы, заявляется маршрут следования, проводятся специальные встречи для того, чтобы согласовать безопасные условия работы российских журналистов за рубежом. В данном случае — это наша экспертная оценка — необходимо было и заявить маршрут, заявить о направлении в эту страну, о пунктах перемещения, проживания и пребывания.  Но главное — нужно было заручиться в том числе поддержкой страны пребывания и иметь при себе людей, которые сопровождали бы наших журналистов по маршрутам следования. Такие возможности были.

— Подводя итог сказанному, каков идеальный алгоритм действий журналистов, направляющихся в горячую точку, чтобы всегда оставаться на контроле у российского диппредставительства? 

— Мы прекрасно понимаем, что работа журналистов, особенно в горячих точках, — это работа сложная, опасная.

Это работа людей, которые подвергают сознательно свои жизни риску. Конечно, мы понимаем, что никто не может предсказать последствия работы журналистов в зоне конфликта, в зоне боевых действий, в зоне разгара гражданского противостояния. Но при этом мы можем по крайней мере повысить шансы безопасности журналистов. Что нужно сделать? Во-первых, проинформировать Министерство иностранных дел по линии пресс-службы, получить соответствующие справочные материалы и консультации по пребыванию. Во-вторых, связаться с нашим посольством. Можно сделать это заранее, можно — по прибытии в страну. Перед вылетом нужно запастись всеми телефонами оперативной связи с пресс-службой посольства, с оперативными дежурными посольства. В наших диппредставительствах работают телефоны горячей линии, которые были внедрены еще несколько лет назад. Также в особых случаях, если речь идет о зоне боевых действий, конфликта, нужно, безусловно, войти в контакт со страной пребывания, в том числе на предмет возможного использования и предоставления страной охраны или сопровождающих, которые могли бы оказать содействие.

— Какие страны МИД РФ считает наиболее опасными для работы журналистов?

— Что касается списка стран, по которым у МИД РФ существуют соответствующие предписания, то он указан на сайте Министерства иностранных дел, на сайте консульской службы по каждой стране даны свои рекомендации.

— Вы говорили, что посольство РФ в ЦАР нашло спонсоров для транспортировки тел погибших журналистов. В подобных трагических случаях на ком лежит финансовое обязательство по отправке тел на родину? Зависят ли действия по транспортировке тел от того, состоял ли журналист на учете в посольстве?

— Мы каждый раз повторяем, что настоятельно рекомендуем при выезде за рубеж позаботиться о медицинских страховках, которые в случае чрезвычайной ситуации дадут возможность получить оперативную медицинскую помощь, а в случае трагедии позволят родственникам оформить все, что связано с транспортировкой тела. Так что в первую очередь нужно оформлять необходимые медицинские страховки. 

В данном случае, учитывая, что никаких документов и никакой информации об этой группе не было, а трагедия произошла, нашими сотрудниками на месте было принято решение найти возможности для того, чтобы начать процедуру оформления транспортировки тел. Это не близкая к России точка, которая предполагает перелеты по длительному маршруту с соответствующими остановками. Поэтому для того, чтобы это все сделать оперативно, нужно было действовать немедленно, и дипломаты так себя и повели, действовали по обстановке.

Что касается постановки на учет, то речь идет о людях, которые либо регулярно посещают страну, либо проживают там на постоянной основе, но при этом являются гражданами Российской Федерации. Когда речь идет о выезде журналистской группы, корреспондентов в зону конфликта или в зону, где, например, большая часть страны неподконтрольна официальным властям или официальные власти не дают гарантий безопасности не только журналистам, но и гражданам в отдаленных частях страны, конечно, нужно страховаться и сообщать посольству о своем местонахождении. Это рутинная практика. Причем это опыт не только российский, это и международный опыт.

Беседовала Мария Устименко.

МОСКВА, ТАСС
1

Источник: arms-expo.ru