Линия между формальным нейтралитетом и членством в альянсе скандинавских стран перестаёт быть различимой.

Вооружённые силы Финляндии и Швеции интенсивно готовятся, судя по сообщениям из Хельсинки и Стокгольма, к участию в натовском военном учении TridentJuncture-2018 («Единый тризубец-2018»). Оно пройдёт в октябре – ноябре в Норвегии, а также в прилегающих морских акваториях и станет самым масштабным из всех манёвров, которые проводили объединённые вооружённые силы (ОВС) НАТО за последние три десятилетия. К участию привлекаются органы управления ОВС Североатлантического альянса и национальных армий, части и подразделения всех стран НАТО, Швеции и Финляндии.

В том, что в отработке вопросов организации и ведения боевых действий против России – а это не скрывают в Брюсселе – примут участие Финляндия и Швеция, нет, к сожалению, ничего удивительного. В НАТО уже давно пытаются привлечь в свои ряды эти скандинавские страны, которые, учитывая их выгодное географическое положение, представляют собой удобный плацдарм как для ведения разведки против России, так и для нанесения удара. Посему военно-политическое руководство НАТО приглашает Финляндию и Швецию на многие свои мероприятия, равно как стремится нарастить военное присутствие альянса на их территории.

Со своей стороны Хельсинки и Стокгольм, несмотря на все звучащие там заявления о приверженности принципам традиционного нейтралитета и отсутствии намерения вступать в НАТО, с каждым годом расширяют взаимодействие с Североатлантическим альянсом. По сути, оно уже сегодня достигло таких масштабов, что линия между формальным нейтралитетом и членством в альянсе перестала быть различимой.

Например, ещё 5 сентября 2014 года Финляндия и Швеция подписали соглашения о поддержке войск НАТО в стране пребывания. Эти соглашения позволяют по согласованию с принимающей стороной размещать силы блока в Швеции и Финляндии, а также осуществлять их транзит через территорию этих государств в мирное время, условиях кризиса или при вооружённом конфликте. Нет необходимости особо подчёркивать, что такие соглашения больше характерны для стран – членов каких-либо военных альянсов, а не для нейтральных государств, но это, похоже, ничуть не смущает скандинавских политиков.

А взять трёхстороннюю декларацию о намерениях расширить военное сотрудничество, которую в мае 2018 года в Вашингтоне подписали министры обороны США, Финляндии и Швеции. Вне всякого сомнения, это стало ещё одним шагом на пути вовлечения двух нейтральных государств Балтийского региона в орбиту влияния Североатлантического союза. Ведь документ предусматривает, среди прочего, обмен развединформацией, повышение оперативной совместимости, проведение совместных учений, улучшение способностей осуществления многонациональных операций, более тесное сотрудничество в разработке вооружений и военных исследованиях. Примечательно, что, комментируя подписание декларации, министр обороны США Джеймс Мэттис похвалил обе страны как «стабильную опору» в регионе.

В конце июня Финляндия и Швеция подписали ещё одно соглашение – об участии их армий в объединённых экспедиционных силах (ОЭС) под командованием Великобритании. «Объединённые экспедиционные силы дополнят наше двустороннее и многостороннее сотрудничество с упором на близлежащий регион и в более глобальном плане», – заявил в этой связи министр обороны Швеции Петер Хультквист. И добавил, что присоединение к ОЭС не следует рассматривать как свидетельство сближения Швеции с блоком НАТО. Однако в данном случае министр явно лукавит, так как при создании ОЭС (а это сделали в 2014 году семь стран НАТО) было заявлено, что этоявляется конкретным шагом в направлении повышения способности быстрого реагирования Североатлантического альянса.

И подобных соглашений, как двух-, так и многосторонних, ведущих к более тесному сотрудничеству с НАТО, Финляндия и Швеция заключили уже достаточно много. Причём они не лежат мёртвым грузом, а действуют.Прежде всего это находит своё проявление в участии финских и шведских вооружённых сил в различных натовских учениях. О «Едином трезубце» речь уже шла выше. А недавно воинские контингенты двух стран приняли участие в крупнейшем ежегодном военном учении НАТО Baltops(«Балтийская операция»), которые проводятся по определённому сценарию, когда имитируется межгосударственный конфликт. Во время предыдущих, в 2015, 2016 и 2017 годах, например, в ходе такого «конфликта» морские пехотинцы из стран НАТО отрабатывали высадку десанта на шведское побережье.

«И Финляндия, и Швеция совершенствуют вооружённые силы, чтобы их уровень боеготовности соответствовал стандартам НАТО»

С 2013 года на севере Норвегии, Швеции и Финляндии проводится авиационное учениеArcticChallengeExercise (ACE), которое носит явно наступательный характер – в ходе их проведения отрабатывается в том числе поражение наземных целей и прорыв системы ПВО. В прошлом году в нём участовало более 100 самолётов из девяти стран НАТО (США, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Испании, Канады, Нидерландов, Норвегии) и самих Швеции и Финляндии. При этом американцы впервые направили для участия в учении стратегические бомбардировщики B-52H. Для базирования авиации во время учений использовались, помимо базы Будё в Норвегии, шведская авиабаза Каллакс близ Лулео и финская авиабаза Рованиеми.

В крупнейшем за два с лишним десятилетия учении вооружённых сил Швеции «Аврора-17» (11–29 сентября 2017 г.) были также задействованы военнослужащие многих стран НАТО, в том числе 1435 американцев. Основные мероприятия учения прошли в районе Стокгольма и Гетеборга, а также на принадлежащем Швеции острове Готланд в Балтийском море. Командующий сухопутными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес во время своего визита на Готланд перед началом учения назвал его ключевым местом манёвров. «У вас здесь стратегически важная задача. Я не знаю никакого другого острова в любом другом регионе, который был бы более важен», – сказал он.

Районом проведения учений с участием натовских военнослужащих стала и Финляндия. Так, в мае нынешнего года состоялось учение Arrow-18 («Стрела-18»), целью которого стала отработка взаимодействия между различными видами вооружённых сил Финляндии в ходе наступательных и оборонительных операций. В учении наряду с подразделениями финской армии были задействованы воинские контингенты США и Норвегии, а также 150 танков, 300 единиц другой сухопутной военной техники и многоцелевые боевые самолёты F/A-18 «Хорнет». «Военные учения с США – часть укрепления обороноспособности Финляндии. Инициатива о проведении совместных учебных манёвров исходила от американцев», – заявил в этой связи финский министр обороны ЮссиНиинисте.

По его словам, в 2021 году на территории Финляндии должно пройти учение с участием большей части стран альянса. Оно станет крупнейшим в истории Финляндии. Его цель, как отметил ЮссиНиинистё, – повышение боеспособности финской армии и отработка взаимодействия с вооружёнными силами Североатлантического альянса.

Финляндия используется и для ведения в интересах НАТО разведдеятельности. Во всяком случае, об этом в декабре прошлого года написала финская газета «Хельсингинсаномат». По данным издания, этим занимается институт разведки, расположенный в населённом пункте Тиккакоски в центральной части страны. «На практике подразделение фиксирует, анализирует и классифицирует электромагнитные излучения российских вооружённых сил», – говорится в материале газеты.

В 2010 году в разведывательной службе Тиккакоски работали примерно 150 человек. В ближайшее время их станет значительно больше, так как министерство обороны страны, по сведениям газеты, намерено значительно увеличить финансирование этого подразделения, создав при нём киберцентр, в котором будет занято около 40 человек.

В свою очередь шведские самолёты радиотехнической разведки S102B Korpen («Ворон») регулярно осуществляют разведывательные полёты у границ Калининградской области. Собранная разведывательная информация затем передаётся в НАТО. Швеция приобрела два самолёта электронной разведки, созданные на базе бизнес-джета «Гольфстрим-IV», в 1995 году. Высота полёта «воронов» – около 15 км, что существенно увеличивает дальность действия их аппаратуры. Оба самолёта включены в состав 73-й эскадрильи электронной разведки, которая располагается на авиабазе Мальмен близ Линчёпинга на юго-западе Швеции.

Следует также отметить, что расширение сотрудничества с НАТО вынуждает Финляндию и Швецию всё более увеличивать военные расходы и направлять их на совершенствование вооружённых сил, чтобы их уровень боеготовности соответствовал стандартам альянса. В частности, финские ВМС получат четыре корвета, стоимость которых, по оценкам, составит 1,2 млрд евро. Для финских ВВС планируется закупить новые истребители, которые заменят F-18 «Хорнет». В Хельсинки рассчитывают купить 60 новых истребителей, что сделает сделку крупнейшей в Европе.

Немалые средства собирается направить на военные цели и Швеция. Так, в период с 2021 по 2025 год королевство планирует дополнительно потратить 4,2 млрд крон (около 510,5 млн долларов) на различные оборонные нужды. Эти средства пойдут прежде всего на перевооружение армии. Речь идёт о закупке 60 – 70 многофункциональных истребителей JAS 39E «Грипен», двух новых подводных лодок, модернизации надводных кораблей и техники сухопутных войск. Швеция также решила приобрести в США ЗРК «Пэтриот» с поставками с 2020 по 2025 год (четыре РЛС AN/MPQ-65, 12 пусковых установок М903, 100 ЗУР MIM-104E и 200 ЗУР PAC-3). Сделка уже санкционирована государственным департаментом США и находится на утверждении в конгрессе.

Нельзя не обратить внимания на то, что вся эта военная политика объясняется в Финляндии и Швеции необходимостью повышения готовности к отражению «угрозы с Востока». Вобеих странах умело подогревается антироссийская истерия. Достаточно взглянуть на заголовки шведских и финских СМИ: «В Швеции нарастает угроза со стороны России» («Дагенснюхетер»), «От России добра не жди» («Свенскадагбладет»), «Фермеры боятся русского вторжения» («Хеле Готланд»), «Европе угрожает реваншистская Россия» («Юле»)…

МОСКВА, газета «Красная звезда», Мария Томиленко
12

Источник: arms-expo.ru