Российские компании могут укрепить свои позиции в ряде отраслей британского рынка после выхода Великобритании из ЕС. В зависимости от того, на каких условиях состоится Brexit, для российского бизнеса могут расшириться возможности в таких сферах, как высокие технологии, технологическое оборудование, медицина, компьютеризированное протезирование и в других. Об этом в интервью РИА Новости рассказал торговый представитель РФ в Великобритании Борис Абрамов.

Борис Георгиевич, Великобритания стоит на пороге исторического события – выхода из ЕС. Процесс Brexit идет со скрипом, до сих пор неясно, на каких политических и экономических условиях Соединенное Королевство покинет ЕС. Можно ли сейчас предположить, какие возможности для российского бизнеса могут появиться на британском рынке в этой связи?

— Вы правы, сейчас идет интенсивный процесс согласования условий выхода Британии из ЕС. И условия, на которых он состоится, и будут определять будущие взаимоотношения Великобритании со всем остальным миром, в том числе и с Россией.

Пока непонятно, например, останется ли Британия в Таможенном союзе ЕС или нет, будет ли она работать по правилам ВТО? Если останется в Таможенном союзе, то для России ничего не изменится — будем продолжать работать по действующим правилам, как страна, не входящая в ЕС.

Например, сейчас на металлы распространяются антидемпинговые ограничения ЕС. Сохранятся они ли они после Brexit, также будет зависеть от условий выхода и собственных британских правил, которые они установят для ввоза такой продукции.

Здесь могут быть различные варианты, и, естественно, Россия будет отстаивать свои собственные национальные интересы, пытаясь договориться с британцами о наиболее благоприятных условиях ведения торговли. Но что и как будет в итоге, пока непонятно никому, в том числе и самим британцам.

— На фоне Brexit какие группы товаров и услуг из России могут быть интересны в Великобритании?

— Возможностей много. Хотя рост британской экономики в 2018 году замедлился, он продолжается. Согласно мартовскому прогнозу Минфина Великобритании, рост ВВП в 2019 году составит 1,2%.

В силу ограниченных собственных производственных возможностей, Британия большую часть товаров приобретает за границей. Это означает, что и для России открываются дополнительные возможности. Например, для строительных материалов широкого спектра: это и металлы, и цемент, и стекло.

Хорошие возможности в сфере высоких технологий, высокотехнологичного оборудования.

Например, недавно в Великобританию приезжала компания «СервисСофт», которая поставляет оборудование и программные решения для мониторинга движущихся объектов, в первую очередь морских и речных судов. Оборудование позволяет контролировать их местонахождение в любой точке земного шара, включая полярные области, которые практически не покрываются другими системами.

Также есть точки соприкосновения и в таких областях, как медицина, протезирование, создание компьютеризированных протезов и так далее. Российские компании активно изучают возможности британского рынка в этих направлениях.

— Как бы вы охарактеризовали 2018 год с точки зрения российско-британских деловых отношений? Какие знаковые события вы могли бы отметить?

— Прошлый год был сложным. Мы знаем, что отношения между Россией и Великобританией складывались непросто. Но в плане торгово-экономического сотрудничества 2018 год был вполне позитивным.

Товарооборот достиг 13,7 миллиарда долларов, что означает, что в годовом выражении он вырос на 7,9%.

Структура товарооборота не сильно изменилась по сравнению с предыдущим годом. Львиную долю занимают товары топливно-энергетического сектора. Но отрадно то, что опережающими темпами растут поставки несырьевых и неэнергетических товаров.

По итогам года экспорт машинного оборудования увеличился практически в два раза. Также выросли поставки продуктов органической и неорганической химии, удобрений, то есть в целом российский экспорт диверсифицируется и пытается найти те ниши на британском рынке, которые позволят расширить двустороннее сотрудничество.

— Каковы ожидания на этот год?

Надеемся, что в этом году рост сохранится, хотя определенные опасения вызывает то, что во второй половине 2018 года британский экспорт в РФ стал сокращаться и в целом по итогам года мы наблюдаем уменьшение британских поставок в РФ.

— С чем это связано?

— Видимо, отчасти это связано с политическим климатом. И из-за того, что правительство Соединенного Королевства прямо говорило о том, что британскому бизнесу не нужно участвовать, например, в Санкт-Петербургском экономическом форуме в прошлом году. Такие прямые рекомендации со стороны правительства отчасти учитываются бизнесом. Не всегда, конечно, потому что чаще бизнес руководствуется более прагматичными соображениями. Тем не менее это сыграло свою роль.

Но главное не это, а экономическая ситуация в России. Сокращается спрос на импортные и инвестиционные товары, то есть машины и оборудование, а также на потребительские товары. Поэтому будем смотреть, как будет развиваться ситуация в этом году. Судя по тому, какие данные предоставляют Минэкономразвития РФ и Минпромторг РФ, в России наблюдается рост промышленности. Это должно стимулировать спрос на импортные, в том числе британские товары.

— В прошлом году РФ и Британия впервые с 2014 года возобновили диалог о развитии двусторонних торговых отношений. Как идет этот диалог? Есть ли какие-либо результаты?

— Каких-то громких событий не произошло, потому что установка британских властей на ограничение межправительственных контактов сохраняется. Тем не менее на рабочем уровне у нас продолжается весьма продуктивный диалог с нашими коллегами, мы помогаем друг другу в организации бизнес-миссий. И несмотря на общий негативный политический фон, взаимные визиты бизнес-делегаций обеих стран продолжаются. Мы работаем в тесном контакте с нашими британскими коллегами.

— Приближается очередной Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Поступают ли к вам вопросы по участию от заинтересованных британских компаний и организаций? Высок ли интерес? Сколько британских компаний поедут в Санкт-Петербург?

— В прошлом году были сложности из-за рекомендаций британских властей не посещать это мероприятие, но тем не менее представители британского бизнеса присутствовали на форуме в прошлом году. Я думаю, что если ничего экстраординарного не случится в ближайшие месяцы, то в этом году британцы будут активнее участвовать в форуме.

Сейчас идет процесс регистрации участников, но пока преждевременно говорить о том, сколько и какие будут участники от Великобритании. Конечно, будут присутствовать крупнейшие бизнес-партнеры России, такие, например, как нефтегазовая компания BP и фармацевтическая компания Astra Zeneca.

— Какие бизнес-миссии запланированы на этот год?

— Я уже упоминал компанию «СервисСофт», также российский производитель макаронных изделий компания «Макфа» приняла участие в очередной международной продуктовой выставке в Лондоне, в апреле приедет производитель косметических средств Natura Siberica. Российские компании способны конкурировать и предложить свою продукцию на интенсивно развивающемся направлении органических и экологических розничных продуктов.

В планах также визиты региональных делегаций. Ожидаем представителей нескольких регионов для участия в нашем Российско-британском бизнес-форуме, который состоится в ноябре в Лондоне и будет посвящен теме цифровизации промышленности и инфраструктуры.

В рамках сотрудничества с Агентством стратегических инициатив (АСИ) мы готовим визит нескольких высокотехнологичных российских компаний в Британию для презентации их продуктов и услуг.

В этих областях, связанных с органическими продуктами, медициной и высокими технологиями, мы видим большие перспективы для российских компаний на британском рынке.

Британские коллеги из Российско-британской торговой палаты также намерены посетить в этом году российские регионы. В частности, запланированы поездки в Калужскую область, Екатеринбург и Москву.

— В начале этого года ФГУ «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик» Минпромторга РФ подписал меморандум о сотрудничестве с Агентством по регулированию лекарственных средств и продуктов здравоохранения Великобритании (MHRA, Medicines and Healthcare products Regulatory Agency). Ожидаются ли еще какие-либо подобные соглашения в этом году?

— Это соглашение — хороший пример того, как могут взаимодействовать государственные органы двух стран в тех сферах, в которых интересы сторон полностью совпадают. И они, и мы заинтересованы в том, чтобы обеспечить надлежащее качество медицинских препаратов. И подписанный меморандум помогает контролирующим органам двух стран следить за тем, чтобы производители строго соблюдали нормы и правила в процессе производства лекарств.

Торгпредство, ряд российских институтов развития и компаний в настоящее время прорабатывают разные возможные направления для расширения российско-британского сотрудничества. Очень активны российские регионы. Например, Татарстан поддерживает диалог с британскими визави в таких сферах, как сельское хозяйство, медицина, переработка мусора, промпроизводство и энергетика.

Не прекращается работа в том числе и в наиболее сложных в текущих условиях внешнеполитической конъюнктуры направлениях, таких как финансовый сектор. В этом году делегация российских банков приглашена на крупнейшее в Великобритании мероприятие для финансового рынка – City Week 2019, которое состоится в мае.

Я думаю, что и в дальнейшем в тех сферах, где мы и Великобритания смотрим на какие-то чисто специальные вещи одинаково, можем достигать конкретных договоренностей.

Brexit также будет означать, что нам с британцами нужно будет оговаривать в новых условиях формат наших двусторонних отношений как в целом, так и в конкретных сферах.

Так или иначе нам придется активнее общаться. И я думаю, что во второй половине года нам с британскими ведомствами предстоит наращивание работы в этом направлении.

МОСКВА, РИА Новости
1



Источник: arms-expo.ru