4 октября – День космических войск.


В преддверии профессионального праздника на вопросы «Красной звезды» ответил начальник Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова, где происходит непосредственное управление более чем 60 процентами всей орбитальной группировки России, полковник Сергей Марчук.

– Сергей Иванович, какое значение для обороноспособности нашей страны сегодня имеет космос? Какие угрозы безопасности может нести космическое пространство?

– Современная военно-политическая обстановка требует умения быстро и точно реагировать на любые вызовы национальной безопасности, исходящие из различных сфер деятельности. И именно из космоса обеспечивается сегодня глобальная стратегическая разведка, разведка театров военных действий в интересах тактического звена, метеоразведка и навигация в интересах всех видов и родов войск, надёжная спутниковая связь, в том числе и для высшего военно-политического руководства нашей страны.

Напомню также, что космические системы активно применяются и в мирное время – осуществляют мониторинг лесных пожаров и зон чрезвычайных ситуаций, обеспечивают судоходство и связь, в частности в Арктическом регионе, навигацию во всех точках земного шара.

Хотелось бы отметить, что в космосе на сегодняшний день функционирует несколько десятков зарубежных космических аппаратов разведки и целеуказания для различных систем оружия. Именно через эти аппараты передаются сигналы управления при осуществлении важных операций. Такие системы позволяют сколь угодно глубоко заглянуть в тыл
войск, вглубь обороны.

«Всего с момента своего создания центр выполнил более 10 миллионов сеансов управления КА»

– В 1970–1980-е годы интенсивность запусков космических аппаратов в нашей стране достигала 120 ежегодно и на орбите находилось более 250 космических аппаратов различного назначения. В настоящее время в России запуски осуществляются гораздо реже, уменьшился и состав орбитальной группировки. В чём причина такого снижения интенсивности космической деятельности и достаточно ли такого состава для обеспечения потребностей нашего государства?

– Действительно, интенсивность запусков сегодня по сравнению с 70–80-ми годами прошлого столетия заметно снизилась и достигает примерно 30 в год. Но космические аппараты стали многофункциональны и в некотором смысле универсальны. Если раньше для выполнения нескольких сложных задач требовалось два-три различных аппарата, то сейчас с этими задачами справляется один. Кроме того, увеличены сроки их активного существования.
Стоит отметить, что в Российской Федерации ведётся специальный каталог, в котором учитываются все объекты, находящиеся в данный момент на орбите. Он находится в ведении наших коллег из Главного центра разведки космической обстановки. В данный момент в каталоге состоят около 15 тысяч различных космических объектов. И как никогда актуальной становится проблема борьбы с космическим мусором. В прямом смысле слова можно сказать – «в космосе становится тесно». По этой причине возрастает необходимость решения задач обеспечения маневрирования космических аппаратов. И в настоящее время эту актуальнейшую задачу успешно решают специалисты Главного испытательного космического центра.

В целом современная отечественная орбитальная группировка космических аппаратов обеспечивает возможность глобального и непрерывного покрытия земного шара и безусловное выполнение поставленных задач.

– Расскажите о современном её состоянии поподробнее – количественном составе и его обновлении, соотношении космических аппаратов военного и гражданского назначения.

– Орбитальная группировка России переживает сегодня процесс стремительного совершенствования и обновления. В её составе сегодня находится более 150 космических аппаратов, из которых свыше 60 процентов находится на управлении нашего Главного центра.

Орбитальную группировку составляют космические аппараты связи, навигации, топогеодезического и метеорологического обеспечения, дистанционного зондирования Земли и мониторинга обстановки на её поверхности.
В зависимости от предназначения и решаемых задач они располагаются на различных типах орбит и функционируют на высотах от 200 до 40 тысяч километров. Для управления каждым типом космических аппаратов в Главном центре успешно применяются свыше 300 видов радиотехнических средств различного назначения.

Отдельного внимания заслуживают те из них, которые функционируют на геостационарной орбите и предназначены для организации связи.

В настоящее время на сопровождение центра поступают новые космические аппараты. Активно внедряется современная элементная база. Весьма успешно осуществляется процесс импортозамещения компонентов электронной базы.

Отмечу, что испытания новых образцов ракетно-космической техники Главным испытательным космическим центром сегодня ведутся непрерывно – боевые расчёты испытательных центров, несущие дежурство по суточным графикам, не прекращают эту работу даже ночью.

– Главный испытательный космический центр имени Г.С. Титова осуществляет управление только космическими аппаратами военного назначения или всей орбитальной группировкой Российской Федерации? И принимает ли личный состав участие в работе Международной космической станции?

– Наш центр осуществляет управление не только космическими аппаратами военного назначения, но и гражданскими. Это и космические аппараты зондирования Земли «Ресурс-П», которые сегодня активно применяются в интересах МЧС, Россельхоза, Минприроды, в интересах мониторинга в зонах чрезвычайных ситуаций, контроля и охраны окружающей среды. Это и космический аппарат «Метеор-М», применяемый в интересах Росгидромета, и телекоммуникационный КА «Луч».

В сотрудничестве с представителями более 150 организаций (НИИ, КБ и космодромов) проведены лётные испытания более 250 типов так называемых гражданских космических аппаратов.

Главный центр также обеспечивает запуски иностранных космических аппаратов в соответствии с международными договорами и контрактами.

Самое активное участие личный состав принимает и в обеспечении функционирования международной космической станции. Именно наши наземные средства и боевые расчёты обеспечивают управление российским сегментом МКС, транспортными и грузовыми кораблями «Союз» и «Прогресс», а также связь с находящимися на орбите космонавтами.

– А готовятся ли специалисты центра к запуску аппарата, который должен встать на управление? Или в этом нет необходимости?

– Конечно. Главный испытательный космический центр начинает свою работу по обеспечению запуска задолго до него. Специалисты выдают предложения по размещению перспективного космического аппарата на орбите, готовят предложения по непосредственной дате запуска. Так, в настоящий момент проводится такая подготовка по запуску космических аппаратов «Глонасс», а также согласование технологических данных запуска транспортного грузового корабля «Прогресс».

Остановлюсь подробнее на самом процессе запуска. Наши радиотехнические средства отслеживают активный участок траектории полёта ракеты-носителя. Оценка параметров движения и анализ всего потока измерительной информации осуществляются в автоматизированной системе информационно-телеметрического обеспечения. Далее к работе по выводу космического аппарата на заданную орбиту приступает непосредственно разгонный блок. Анализ и оценка параметров движения на этом этапе полёта осуществляются в Едином центре управления полётом разгонных блоков. Информация поступает в режиме реального времени, что позволяет контролировать ход запуска на всём протяжении полёта.

После этого мы принимаем космический аппарат на управление и получаем первый сигнал его бортовой аппаратуры. Но до момента начала использования его по назначению необходимо провести ряд технологических подготовительных операций. Такими операциями являются: развёртывание солнечных батарей, осуществление начальной ориентации космического аппарата, полная проверка всех систем. И только после этого космический аппарат может использоваться по целевому назначению.

Замечу, что тщательный анализ измерительной информации необходим и позволяет детально контролировать ход проведения запуска, оперативно принимать решения при возможных возникновениях нештатных ситуаций с ракетой-носителем.

– В средствах массовой информации иногда упоминаются случаи технических сбоев в работе космических аппаратов на орбите. Как удаётся своевременно обнаружить неисправности и быстро восстановить работоспособность?

– Действительно, сбои, как в любой сложной технической системе, возможны и в составе космических аппаратов. Но выбранное оптимальное геометрическое построение орбитальной группировки, использование интеллектуальных технологий и резервирование бортовой аппаратуры позволяют даже в случае таких сбоев практически мгновенно выявить и парировать неисправность.

Отмечу, что благодаря наличию так называемых «мнемосхем» любые отказы космического аппарата в реальном масштабе времени отображаются на экране. Соответственно, меры по устранению возникших проблем на борту принимаются оперативно. Личный состав Главного центра круглосуточно несёт дежурство на пунктах управления космическими аппаратами, и в любой момент времени специалисты готовы выдать необходимое управляющее воздействие на борт космического аппарата.

Применяемый нами уникальный комплекс многофункциональных радиотехнических средств, а также автоматизированных систем обработки и анализа информации позволяет дежурным сменам Главного центра в кратчайшие сроки выявлять возникающие неисправности и устранять их посредством выдачи на аппарат соответствующих команд. Сбои космических аппаратов, если они и случаются, как правило, не влияют на работу системы в целом, а потребитель информации никак не замечает подобных сбоев.

Замечу, что ведущее место в предотвращении и устранении нештатных ситуаций по-прежнему занимает личный состав дежурных смен.

Не зря сегодня офицеры Воздушно-космических сил и Космических войск, офицеры-испытатели Главного центра – это специалисты с многолетним стажем и опытом, серьёзной технической и специальной подготовкой, они по праву считаются элитой Вооружённых Сил Российской Федерации.

– Центр управления российской системой ГЛОНАСС также находится в ведении Главного испытательного космического центра. Каковы его возможности позиционирования, точностные характеристики, преимущества относительно аналогичной американской системы GPS, а также перспективы развития?

– Да, Центр управления системой ГЛОНАСС находится в нашем ведении в подмосковном Красно­знаменске.

На сегодняшний день её орбитальная группировка развёрнута в полном составе, а также имеются резервные космические аппараты. Точность навигационного определения составляет порядка единицы метров.

Развитие орбитальной группировки космических аппаратов системы ГЛОНАСС предусматривает постепенную замену существующих навигационных КА на КА нового типа с увеличенным сроком активного существования и с использованием современной отечественной элементной базы.

Что касается её основного отличия от GPS, то оно заключается в орбитальном построении – 24 космических аппарата ГЛОНАСС, находящихся в трёх орбитальных плоскостях, обеспечивают в отличие от GPS оптимальное использование группировки в средних и среднеширотных регионах. Кроме того, они в своём орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что даёт им большую стабильность. Иными словами, ГЛОНАСС более устойчив к гравитационным резонансным явлениям.

–Почему ведущие страны «космического клуба» сегодня стремятся создать свою национальную систему глобального позиционирования?

– Необходимость наличия собственной навигационной системы для любого государства, которое хочет иметь вес на международной арене и обеспечивать безопасность своих граждан, – это уже неоспоримый факт. Не случайно и США, и Европа, и Китай развивают свои навигационные системы, ведь существует возможность прекращения доступа к навигационному сигналу иностранных систем.

Система ГЛОНАСС является одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности Российской Федерации. Она создавалась в период холодной войны, когда об использовании зарубежной системы не могло быть и речи.
Созданию собственной навигационной системы способствовали сразу несколько факторов: независимость РФ от международных партнёров, огромная территория страны, повышение оперативности и качества управления Вооружёнными Силами, напряжённая геополитическая обстановка в мире.

– Каковы наиболее актуальные гражданские и военные области применения системы ГЛОНАСС?

– Современные средства спутниковой навигации уже сейчас широко используются в различных областях экономики и позволяют выполнять такие задачи, как навигация наземных, морских, речных и космических средств, контроль рыболовства, поисково-спасательные операции, исследование окружающей среды; работа системы обнаружения объектов, терпящих бедствие; геодезическая съёмка и определение местоположения при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередачи и других сферах строительства; персональная навигация индивидуальных потребителей.

Наиболее актуальными военными областями применения системы ГЛОНАСС являются: навигационная привязка как боевых порядков войск, так и воздушного, наземного и морского оружия; обеспечение органов военного управления сигналами точного времени; повышение оперативности управления подчинёнными войсками.

– Главный испытательный космический центр имени Г.С. Титова осуществляет также частотно-временное обеспечение потребителей Министерства обороны Российской Федерации. Расскажите об этом направлении вашей деятельности.

– Все основные виды деятельности Вооружённых Сил РФ нуждаются в синхронизации действий. Частотно-временное обеспечение является одним из важнейших видов обеспечения вооружения и военной техники, которое определяет уровень обороноспособности страны. Оно позволяет определять и прогнозировать изменения бортовых шкал времени космических аппаратов относительно наземной шкалы времени с целью повышения точности навигационных определений.

Современные технологии частотно-временного обеспечения, как и другие информационные технологии, являются одним из основных факторов, определяющих эффективность, независимость национальной экономики и государственную безопасность России.

– Многие образцы командно-измерительных систем и антенных комплексов, находящихся в эксплуатации Главного испытательного космического центра, создавались ещё в советский период. Насколько они соответствуют современным требованиям? Как идёт процесс разработки новых систем и комплексов управления космическими аппаратами и переоснащения ими объектов Главного испытательного космического центра?

– Одним из основных векторов развития наземного автоматизированного комплекса управления является повышение автономности технических средств, создание перспективных средств, не требующих участия личного состава в процессе, с организацией управления техническими средствами непосредственно из центров управления полётами космических аппаратов.

Немаловажным направлением модернизации космических средств также является унификация бортовых и наземных систем. В перспективе планируется создание наземных станций и типов бортовой аппаратуры, обеспечивающих управление несколькими типами космических аппаратов.

Всего в целях совершенствования наземного комплекса управления космическими аппаратами в Космических войсках в настоящее время ведётся около 30 опытно-конструкторских работ.

Действующие планы и программы развития Вооружённых Сил к 2020 году позволят увеличить обеспеченность частей ГИКЦ современным вооружением до уровня 90 процентов, что позволит выполнять возложенные задачи и стабильно удерживать Россию в числе ведущих мировых космических держав.

– С развитием современной космической техники существенно возрастают и требования к уровню профессиональной подготовки офицеров, которые её эксплуатируют, особенно в такой наукоёмкой и высокотехнологичной сфере деятельности, как космос. Расскажите о ваших специалистах: где осуществляется профессиональная подготовка офицеров вашего направления деятельности? Соответствует ли уровень их подготовки современным требованиям?

– В рядах Главного центра сегодня собраны лучшие военные специалисты космической отрасли – управленцы, инженеры, учёные. Будущие офицеры обучаются на 9 факультетах Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. В наших рядах выпускники таких прославленных технических вузов, как МАИ, МЭИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Ежегодно организуются плановая переподготовка и повышение квалификации офицеров в профильных вузах. Наши специалисты активно участвуют в научных и научно-технических конференциях и форумах, являются организаторами ряда круглых столов на ежегодном Международном военно-техническом форуме «Армия», руководят научно-исследовательскими работами и проводят их, участвуют в сопровождении опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов вооружения.

2018 год знаменателен прибытием в подразделения и воинские части Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова более 170 офицеров – выпускников высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.

Беседовала Юлия Козак.


МОСКВА, газета «Красная звезда»
1


Источник: arms-expo.ru