Североатлантический альянс – масштабный союз 29 стран Северной Америки и Европы. Однако несмотря на внушительное представительство, лишь несколько армий блока можно назвать по-настоящему боеспособными.

Переоценка ценностей

После окончания холодной войны началось постепенное сокращение сил Североатлантического альянса в Европе. Этот процесс стал особенно заметен с распадом Советского Союза. Развалившиеся вооруженные силы РФ уже не воспринимались НАТО, как реальная угроза. Поэтому альянс сокращал численность не только личного состава, но и военной техники.

Сегодня в Европе фактически не осталось танков «Абрамс» и штурмовиков A-10 – все они благополучно отбыли на родину в США. Однако, судя по последним тенденциям, Соединенные Штаты, на которые приходится свыше 30% совокупной боевой мощи НАТО, в любой момент могут нарастить свое военное присутствие на Европейском континенте.

В первую очередь речь идет о странах Восточной Европы, которые постоянно заявляют о «российской военной угрозе». Закупая вооружение и технику, проводя учения, они дают понять, что совместными усилиями с альянсом способны отразить любую агрессию с Востока.

Крупные страны-члены НАТО, такие как Германия, Франция и Великобритания сегодня больше заняты внутренними проблемами и не горят желанием увеличивать свое присутствие в альянсе. Об этом свидетельствует их роль на Ближнем Востоке, куда они направляют мизерные контингенты вооруженных сил и совершенно не собираются там воевать.

Даже американцы, чья вовлеченность в альянс несопоставима с другими его членами, в последнее время проявляют все большую инертность по отношению к геополитическим вызовам. Сугубо военные инструменты борьбы с потенциальными угрозами все чаще сменяются административными мерами. О трансформации традиционных ценностей НАТО свидетельствует и смещение его интересов в сторону борьбы с терроризмом, киберпреступностью и пиратством.

После «Крымской весны» 2014 года европейские члены НАТО стали наращивать свои расходы на оборону. Так, совокупный бюджет НАТО в 2017 году составил рекордные 946 млрд. долларов. По сравнению с 2016 годом он вырос на 4,3%.

Насколько это сказывается на силе стран, входящих в блок? По данным Global Firepower, только пять членов Альянса (США, Великобритания, Германия, Италия и Турция) могут похвастаться тем, что их вооруженные силы входят в десятку наиболее боеспособных армий планеты. Есть в НАТО и откровенно «слабые звенья».

Исландия

Исландия – единственный член НАТО, не имеющий своей армии. Все военизированное формирование островного государства заключено в береговой охране: 130 человек личного состава, три патрульных корабля, один патрульный катер, один самолет и три вертолета. Несмотря на это с 2015 года Исландия находится в числе участников программы НАТО «Решительная поддержка», реализуемой в Афганистане. Туда исландцы направили целых двух полицейских.

По соглашению с США безопасность Исландии обеспечивают вооруженные силы заокеанской державы, но без постоянного размещения своего контингента на острове. По сути Исландия выступает в роли непотопляемого авианосца НАТО. Вклад Исландии в совокупный бюджет Альянса самый маленький среди всех стран-участниц соглашения и составляет менее 0,05%.

Люксембург

Вооруженные силы Люксембурга, не считая Исландии, наиболее слабые в Североатлантическом альянсе. Это государство самое маленькое в блоке и второе с конца после Исландии по численности населения (чуть больше 600 тысяч человек). Люксембург не имеет ни военно-воздушных сил, ни военного флота, а общая численность наземных войск составляет 900 человек. Тем не менее на военный бюджет власти Великого Герцогства ежегодно выделяют $370 млн.

Основная роль сухопутных сил Люксембурга во главе с Верховным главнокомандующим, Великим Герцогом, состоит в том, чтобы вместе с полицией и жандармерией поддерживать общественный порядок. Однако судя по социально-экономической ситуации в стране, работы у них совсем нет.

Латвия

Численность вооруженных сил Латвии 5 700 человек, кроме сухопутных войск там есть авиация и флот, хотя их представительство более чем скромное. ВМС Латвии насчитывают 750 человек, ВВС – всего 250. Военные расходы в Латвии ($400 млн) больше, чем в Люксембурге, однако и с этим показателем она уступает своим соседям – Эстонии ($497 млн) и Литве ($630 млн).

Латвия вынуждена просить военную помощь у более сильных членов Альянса, как в живой силе и технике, так и в деньгах. На последнем саммите НАТО было объявлено, что до 2021 года вложения в оборонную сферу Латвии составят €71 млн. Также Альянс принял решение, что от потенциальной угрозы со стороны России Латвию будет защищать Канада.

Впрочем, канадские военные в составе 445 человек из подразделения «Томагавк» должны составить лишь ядро многонационального батальона, где наряду с заокеанскими бойцами окажутся представители Италии, Албании, Польши и Словении.

Албания

Последние 30 лет Албания была последовательным сторонником американской военной политики в Европе и на Ближнем Востоке. В 2009 году она стала полноправным членом НАТО и сегодня принимает активное участие в миссиях альянса в Боснии, Афганистане и Ираке.

Военные расходы Албании довольно скромные, в среднем они не превышают $200 млн. Недавно Парламент Албании заявил о намерении довести оборонный бюджет страны до 1,25% от ВВП вместо нынешних 1,17%. Однако следует учитывать, что затеянная Албанией 10-летняя военная реформа финансируется преимущественно Пентагоном.

Сегодня численность вооруженных сил Албании немногим больше 14 тыс. человек. В них входит Бригада Быстрого Реагирования, Десантно-диверсионный Полк, Морская и Воздушная Бригады. В результате реформ албанские власти намерены довести военный контингент до 30 тысяч, однако, по мнению специалистов, вряд ли это сильно повысит боеспособность страны.

Источник: russian7.ru