Несколько дней назад в Сибири завершились масштабные учения войск материально-технического обеспечения (МТО). В них принимали участие десятки тысяч человек и сотни единиц бронетехники, в том числе танк Т-62, уже снятый с вооружения. Что заставило военных вновь выпустить этим машины на полигон?

Рабочая лошадка

Т-62 — один из самых массовых советских танков после Великой Отечественной войны. Его приняли на вооружение в 1961 году. Для своего времени машина была отменная: скорость до 50 километров в час, запас хода до 500 километров, гладкоствольная 115-миллиметровая пушка и два пулемета. О надежности и отличных боевых качеств танка говорит тот факт, что на боевой службе в отечественной армии он находился 50 лет и был снят с вооружения уже в наше время — в 2011 году.

Спустя два года сообщалось, что в России осталось 900 «шестьдесят вторых», которые в скором времени будут утилизированы. Тем не менее спустя еще пять лет законсервированный Т-62 снова оказался в строю.

В ходе учений отрабатывалось снятие старой техники, в том числе «шестьдесят второго», с длительного хранения и ее боевое применение. Казалось, на фоне новейших образцов вроде Т-14 «Армата» применение Т-62 может показаться странным. Однако в этом есть практический смысл.

«Дорогие мои старики, мы еще повоюем!»

Один из вариантов дальнейшего использования расконсервированных машин — их участие в сирийской войне. «Шестьдесят вторые» активно применяются в арабской республике с самого начала конфликта. По некоторым данным, перед началом гражданской войны у Дамаска было около тысячи Т-62. Надежная и сравнительно защищенная, машина прекрасно зарекомендовала себя в тамошних условиях.

Сейчас, к примеру, на Т-62 воюет одно из лучших подразделений армии арабской республики — Пятый штурмовой корпус, который сформирован при помощи российских военных советников в 2017 году. Подразделение освобождало Пальмиру, Дейр-эз-Зор, юг страны.

Вряд ли эти победы были бы достигнуты, если бы не «сирийский экспресс» — поставка российской техники морем через проливы Босфор и Дарданеллы. Так, в конце августа прошлого года, как раз перед деблокадой Дейр-эз-Зора, в сети засветились фотографии передачи Т-62 и Т-62М 11-й танковой дивизии Сирии.

Очевидно, что Россия, учитывая наличие баз в Хмеймиме и Тартусе, не собирается отказываться от поддержки президента арабской республики Башара Асада. Конечно, против современных образцов техники Турции, Израиля или США «62-й» будет неэффективен, но для борьбы с отрядами боевиков эти машины более чем сгодятся.

К тому же с учетом готовящегося наступления на последний оплот террористов — Идлиб, где сирийская армия наверняка понесет большие потери в бронетехнике, Т-62 вполне сгодится для компенсации потерь и пополнения потрепанных подразделений.

Сирия — не единственный регион, куда могут отправить расконсервированные Т-62. Россия активно восстанавливает связи со странами Африки, наши военные советники замечены, к примеру, в Центральноафриканской Республике.

Конструктор

Еще один вариант использования Т-62 — переоборудование из танка в другие машины военного назначения. К примеру, в мостоукладчик на гусеничном ходу. Это специальная машина на вооружении войск МТО, используемая для наведения мостов через реки и другие преграды. Если взять современный российский мостоукладчик МТУ-90, то в качестве ходовой части он использует шасси танка Т-90. Однако ничего не мешает использовать в качестве основы Т-62.

О подобной «универсальности» танка говорят его многочисленные модификации. Так, в 1983 году в войска начал поступать Т-62М с дополнительной бронезащитой, двигателем мощностью 620 лошадиных сил, комплексом управляемого вооружения «Шексна», новым механизмом управления огнем с лазерным дальнометром, а также системами запуска дымовых гранат и защиты от напалма.

В другом варианте модернизации — Т-62АМ — вместо 115-миллиметровой пушки на танке установили 125-миллиметровую. Был создан и особый, командирский вариант танка — Т-62К. Он получил радиостанцию Р-130, дополнительную навигационную аппаратуру, зарядный агрегат, при этом боекомплект был уменьшен.

При желании на Т-62 можно установить даже огнемет. Подобная модификация в СССР носила название ТО-62. Огнемет был установлен вместо спаренного пулемета, дальность поражения пламенем — 200 метров. На базе «шестьдесят второго» умудрялись делать и пожарные машины, как, к примеру, советский ИМПУЛЬС-2М с 10-тонной цистерной. А в Болгарии на основе Т-62 сделали ремонтно-эвакуационную машину.

На детали

Другой вариант расконсервации Т-62 — проверка работоспособности всех механизмов машины, а затем продажа ее на детали. Мера тоже вполне разумная, поскольку даже в настоящее время, несмотря на свой более чем почтенный возраст, этот танк находится на вооружении 17 стран мира.

Так, по данным справочника The Military Balance за 2017 год, у Алжира 300 танков Т-62, у Анголы — 50, у Вьетнама — 70, у Египта — 200, у Ирана порядка 75. Большое количество «шестьдесят вторых» находится на вооружении армии Узбекистана — 170 штук, кроме того, эти танки по-прежнему находятся в составе бронетанковых сил КНДР, Кубы, Таджикистана, Эфиопии.

В большинство из этих стран Т-62 были поставлены во второй половине 1970-х -1980-е годы. Это значит, что всем этим танкам в среднем около 40 лет. Естественно, что в таком возрасте поломки — не редкость, а новые детали всегда нужны.

Готовимся к войне

Тем не менее, хранение в пригодном виде для дальнейшей расконсервации всегда требует денег. И далеко не факт, что поставка этих машин за рубеж в страны третьего мира даже в целом виде будет экономически оправдана. Нельзя исключать, что прошедшими учениями Россия тестирует возможности старой техники на случай полномасштабного вооруженного конфликта.

В случае, если новая или относительно новая техника будет уничтожена, в бой можно будет ввести «старичков». По сравнению с тем же танком «Армата», один экземпляр которого, как признались на «Уралвагонзаводе», стоит 250 миллионов рублей, расконсервация и повторный ввод в эксплуатацию «шестьдесят вторых» будет стоить сущие копейки.

Источник: russian7.ru