Ядерное столкновение ведущих держав многие считают практически неизбежным, связывая его с библейским пророчеством об Армагеддоне – последней войне перед концом света. Однако президенту России недостаточно просто нажать на кнопку, чтобы случилось непоправимое. Активировать ядерный арсенал страны можно лишь с помощью согласованных действий нескольких человек.

Дежурный оператор и «хранитель чемоданчика»

В экстренной ситуация глава государства осуществляет управление ядерными силами России с помощью так называемого ядерного чемоданчика. Это устройство обеспечивает связь с ракетными войсками стратегического назначения посредством автоматизированной системы «Казбек», которая была создана больше 30 лет назад.

Ядерный чемоданчик можно использовать исключительно при получении информации об ударе со стороны врага. Речь идет не только о запуске межконтинентальных баллистических ракет, но и о применении другого оружия массового уничтожения. Что касается превентивного атомного удара по вероятному противнику, то возможность его нанесения исключена действующей ядерной доктриной РФ.

Первоначально об атаке противника узнаёт дежурный оператор Главного центра предупреждения о ракетном нападении, расположенного близ Солнечногорска в Московской области. Он проверяет истинность сообщения, а затем передаёт сведения носителям «ядерных чемоданчиков».

Непосредственно президенту «чемоданчик» подносит его хранитель – офицер службы связи, всегда находящийся в зоне видимости верховного главнокомандующего. Этот военнослужащий, имеющий чин не ниже подполковника, по традиции носит форму Военно-морского флота.

Президент

Открыв устройство, глава государства входит в интерфейс портативного абонентского комплекс «Чегет», после чего вводит несколько зашифрованных ключей и паролей.

Что касается пресловутой «красной кнопки», то её простое нажатие не будет иметь никакого эффекта. Однако этот атрибут не всегда был чисто символическим – при Брежневе, у которого под конец жизни ухудшилось зрение, именно «красная кнопка» решала судьбы мира.

В 1995 году Борис Ельцин воспользовался «Чегетом», когда с территории Норвегии была запущена метеорологическая ракета, которую по ошибке приняли за баллистическую. Выяснив детали, президент закрыл «ядерный чемоданчик».

Министр обороны и начальник Генштаба

Вместе с президентом активировать коды РВСН должны два других человека – Министр обороны и начальник Генерального штаба. При каждом из них также  неотлучно находятся офицеры связи с чемоданчиками.

Если хотя бы один из кодов-паролей на каком-либо из устройств будет введён неправильно, система не сработает.

Таким образом, чтобы запустить российские ракеты с ядерными боеголовками, требуются согласованные действия семерых человек (вместе с дежурным оператором). Впрочем, даже если все они погибнут при первой атаке, враг, напавший на Россию, не останется без возмездия. На этот случай создан автоматический комплекс «Периметр», запускающий ракеты без участия человека. На Западе он известен под названием Dead Hand («мёртвая рука»).

Nuclear Football

В Соединённых Штатах также используется ядерный чемоданчик. Собственно, в 1950-х годах в этой стране при президенте Эйзенхауэре и было придумано данное устройство. Внешне американский вариант «чемоданчика» похож на мяч для американского футбола, обтянутый кожей, из-за чего получил название Nuclear Football. Чтобы привести в действие ракетно-ядерные силы, президент Америки должен использовать титановую или золотую карточку с секретным кодом. Примечательно, что руководители США нередко теряют эту карточку.

Инструкция по использованию американского «ядерного чемоданчика» занимает 30 страниц. 11 сентября 2001 года Джордж Буш был так напуган терактами, что в тот же день достал инструкцию и начал её читать, однако дальше этого дело, к счастью,  не продвинулось.

Как уверяют военные, существующие меры безопасности исключают возможность запуска баллистических ракет по ошибке или по воле одного человека.

Источник: russian7.ru