В советские годы павильон «Космос» на ВДНХ радовал своих посетителей достижениями СССР в освоении космоса. В нем были выставлены макеты ракет-носителей, искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций для исследования Луны, Венеры и Марса, пилотируемых космических кораблей и ракетных двигателей.


В начале 1990-х с развалом Советского Союза макеты космических изделий уступили свои места ларькам с саженцами и рассадой. В 2014 году москвичи поддержали идею восстановления космической экспозиции в павильоне. В 2016 году мэр Москвы Сергей Собянин объявил о планах открыть центр «Космонавтика и авиация». Масштабные реставрационные работы в павильоне начались в 2017 году, и 12 апреля 2018 года центр распахнул свои двери для посетителей.



В ноябре президентом центра был назначен Герой России, летчик-космонавт РФ Федор Юрчихин, совершивший пять космических полетов и выполнивший девять выходов в открытый космос. В беседе с корреспондентом РИА Новости Андреем Красильниковым он рассказал о проектах, уже воплощенных в жизнь в центре, поделился идеями по его развитию и своими планами на будущее.

– Федор Николаевич, как вам удается совмещать две работы: президент центра «Космонавтика и авиация» и инструктор-космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса?

– Первоначально мне предложили стать директором центра, но это было бы несовместимо с моей основной профессией космонавта. А президент центра это больше общественная нагрузка, и космонавт по жизни так или иначе занимается ею. Долго колебался и не смог отказать руководству Роскосмоса, своим друзьям. Это нелегкий шаг. К сожалению, у меня получается некий конфликт интересов с Федерацией космонавтики России (ФКР), вице-президентом которой являюсь. И в настоящее время мне приходится несколько ограничивать свою деятельность в ФКР из-за увеличения нагрузки в центре.

– Чем непосредственно занимается президент центра?

– На сегодняшний день мои обязанности все-таки больше творческие. Благодаря директору центра Лиане Тенгизовне Шарашенидзе я освобожден от бумажной работы. Иначе бы пришлось отовсюду уволиться и работать здесь днями и ночами. Спасибо ей и всему молодому и очень перспективному коллективу центра за помощь и понимание.


– Расскажите о проектах, уже воплощенных в центре под вашим руководством?

– Благодаря дружбе с пресс-службой и телестудией Роскосмоса, в центре ведутся очень интересные, открытые для школьников и студентов Уроки космоса. Состоялось уже семь уроков, их можно посмотреть на YouTube. Пока уроки проходят раз в месяц.

Первый урок, который мы провели, был знаковым и посвящен профессии космонавта. В нем участвовали дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Виктор Петрович Савиных, космонавт-испытатель Николай Тихонов и кандидат в отряд космонавтов Евгений Прокопьев (брат космонавта Сергея Прокопьева). То есть были представлены несколько поколений: человек, совершивший три космических полета, да еще каких; человек, который молодым пришел в отряд космонавтов, но до сих пор не слетал (так сложилась судьба) и при этом остается оптимистом, добрым, отзывчивым; человек, только пришедший в профессию, у которого есть пример побывавшего в космосе брата. Мне настолько понравился этот урок, что собираюсь его повторить.

Убежден, что к таким урокам надо привлекать больше молодых – кандидатов в космонавты, специалистов ракетно-космической отрасли, студентов профильных вузов. Школьники должны чаще общаться и с теми, кто только вступил на космический путь, и с теми, кто его продолжает. Кому как не им доказывать свои мысли и зажигать молодежь, привлекая в свою профессию. Представьте себе, приходит к школьникам «дедушка» Юрчихин и рассказывает им о 60-х годах уже прошлого века, когда полетел Юрий Гагарин и когда многие зажглись космонавтикой. Молодым все-таки интереснее встречаться с близкими себе по возрасту.

На мой взгляд, на уроках космоса нужно рассказывать не только про отечественные космические достижения, но и про достижения наших партнеров. Как бы к нам ни относились, как бы громко ни говорили про санкции, мы не должны этому уподобляться. В этом году исполняется 50 лет первой высадки человека на Луну. Это знаковое событие. Также будет отмечаться 85-летие Юрия Гагарина, и в наших планах пригласить на урок космоса дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Бориса Валентиновича Волынова, который вместе с Гагариным входил в первый набор отряда космонавтов, и его супругу Тамару Федоровну, которая написала замечательную книгу об этом наборе.

– Какие у вас предложения по развитию центра?

– В нашем представлении в центре должны быть виртуальные площадки или удаленные терминалы предприятий ракетно-космической отрасли. И не удивительно, что первая отработка этой методики будет с центром подготовки космонавтов (ЦПК) – местом моей основной работы. Мы приглашали сюда руководство ЦПК и своих молодых коллег. Договорились создать здесь удаленный терминал ЦПК. Ребята из ЦПК с удовольствием ухватились за эту идею. И теперь моя задача воплотить их мечты в жизнь, найти общий язык между двумя центрами.

Уверен, что площадка ЦПК будет одной из любимых среди посетителей центра. На ней интересующиеся космосом ребята смогут узнать, что в ЦПК есть космоцентр, профильные уроки для посетителей и экскурсии. Здесь же можно будет оставлять заявку на посещение Звездного городка.

Дальше – больше. Если в центре будут площадки предприятий, то почему бы не сделать площадки институтов, которые готовят кадры для этих предприятий? Поскольку я окончил Московский авиационный институт (МАИ), то, естественно, первым посетил именно его, чтобы найти общий язык с преподавателями, которые из меня сделали инженера.

Есть предложение, чтобы студенты в свободное время читали лекции в центре. Студент, как будущий инженер, должен уметь доказывать свои мысли, уметь объяснять и увлекать. Должна быть практика общения. Вот мы им и предлагаем приобретать эту практику здесь, выступая перед посетителями, а преподавателей просим, чтобы эта работа шла студентам в зачет.

Другая идея – организовать в центре кружок по сборке спутников вместе со студентами МАИ. Почему бы и нет? Ведь первые студенческие спутники «Искра» были разработаны именно в МАИ.

Хочется, чтобы школьники, посещающие центр, видели, что есть такие-то профильные вузы и есть такие предприятия, на которых работают выпускники данных вузов. Чтобы молодежь, имея мечту, понимала, как претворить ее в жизнь. Чтобы подойдя, к примеру, к виртуальной площадке МАИ, школьники тут же находили на стенде с сенсорным экраном (а для молодежи важны современные технологии) историю вуза, факультеты, как поступить и оставить заявку. И где и кем работают их выпускники.

Или, например, меняется экспозиция ЦПК – новый экипаж стартовал к МКС или возвратился на Землю. Посетители должны узнавать об этих новостях в центре.

В конечном итоге, если каждый десятый-двадцатый школьник, получивший информацию в центре, потом посетит музей предприятия или станет студентом вуза, считаю, что мы свою задачу выполним.

– Еще какие-нибудь идеи?

– Мы пригласили сюда специалистов Центра управления полетом (ЦУП) ЦНИИМаша. Обговаривали возможность создания удаленного терминала ЦУП, чтобы при каких-то важных мероприятиях, связанных с программой Международной космической станции (МКС) – запуски, посадки, стыковки, расстыковки, выходы в открытый космос, мы имели возможность получать здесь прямую информацию.

Концепцию мини-ЦУПа мы собираемся обсудить и с руководством Роскосмоса. Ведь не секрет, что предприятия ракетно-космической отрасли, к которым относится и ЦУП, являются режимными. И мы должны четко обговорить с ними техническую возможность и протокол передачи доступной информации. Убежден, посетителям центра будет очень интересно наблюдать прямую картинку с борта МКС и слушать реальные переговоры космонавтов.

Еще можно сделать в центре клубы по интересам. Есть мечта организовать площадку для коллекционеров. Может быть, в следующем году ее удастся воплотить. Вы не представляете, какое количество уникальных вещей хранят коллекционеры. Посетители центра смогут познакомиться с коллекциями, посвященными авиации и космосу: автографы, монеты, марки, конверты…

– А может, провести аукцион?

– Кстати, очень хорошая идея! И если делать какой-то аукцион, то он обязательно должен быть благотворительным. В нескольких такого рода аукционах я выставлял свои вещи, которые были со мной в космосе, имеющие свою ауру, и мы собрали приличные деньги для детей.

– Чем центр может удивить маленьких посетителей?

– В январе мы провели детский конкурс, который родился совершенно спонтанно. В прошлом году друзья пригласили меня в Тулу на фирму, которая из макулатуры делает новогодние игрушки шар-папье. И это было настолько увлекательно, что попросил друзей помочь организовать конкурс среди детей в центре. На его подготовку у нас ушло три-четыре дня. Мы рассчитывали, что мероприятие продлится час, а получилось два с половиной часа – настолько было интересно. В конце года повторим этот конкурс.

Еще одну идею предложили студентам Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) – общение в центре с тремя разными группами школьников (начальные, средние и старшие классы). Начальным классам можно рассказать, что такое космическая картография и дистанционное зондирование Земли. Затем раздать материалы и предложить сделать карту района. И они должны, не жалея данные фотографии, ножницами разрезать космические снимки, склеить их и получить карту. Средним классам можно подробно рассказать, под каким углом фотографируют спутники, и объяснить, что такое ортогональность. Старшеклассникам можно продемонстрировать программы для обработки снимков и рассказать, что такое экология, а также снимки в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

Кстати, президент университета Виктор Петрович Савиных пригласил меня в детский центр, который он открыл в Кирове. Почему бы и в павильоне не открыть детский центр, который будет работать, например, каждую субботу. Можно проводить встречи с космонавтами и специалистами ракетно-космической отрасли. Или даже экскурсии по центру с космонавтами.

– Может быть, сделать компьютерный гид для посетителей центра?

– У меня есть предложение найти фирму, которая напишет программную оболочку для планшетов, смартфонов, а мы в дальнейшем насытим ее различной информацией. Чтобы посетители, пришедшие к нам со своими гаджетами, подключались к беспроводной сети, создавали свои маршруты, ходили по центру, посещая те уголки, которые им интересны.


– Есть ли желание переместить в центр экспонаты из музеев профильных предприятий и вузов?

– Концепция развития центра не предусматривает его превращения только в музей и хранилище для экспонатов. Мы ставим более глобальную задачу – центр должен каждый раз удивлять посетителей. Каждый раз должно быть что-то новое.

12 апреля исполнится год, как мы открылись. И наша цель, чтобы стенды предприятий не были статичными. Надо, чтобы они постоянно развивались. Мы должны заключить договоры со всеми предприятиями отрасли, в том числе с моей родной РКК «Энергия», у которых есть музеи. И к знаковым датам надо обмениваться с ними уникальными экспонатами. Почему бы не привезти сюда «Луноход» из НПО имени Лавочкина или фотоаппаратуру «Енисей» для первой съемки обратной стороны Луны из МИИГАиКа? Сделать соответствующие информационные стенды. Поработало это два-три месяца и обратно ушло на свои предприятия и вузы.

Категорически не согласен, когда говорят, что при предприятиях не должны быть музеи. Иначе мы закрываем их от молодежи, которая приходит на эти предприятия и в музеях которых знакомится и с историей, и с тем, что делали их отцы и деды.

Еще хотелось бы иметь в центре модели научно-исследовательских судов, которые во времена СССР использовались для связи с космическими аппаратами.

– Планируется ли добавить в экспозицию центра авиационную часть?

– Крыло павильона, посвященное авиации, находится еще в стадии становления. Это не значит, что мы его бросили. Это значит, что оно будет обязательно, и, уверяю, будет интересным.

Недавно Герой Советского Союза и Герой России, летчик-космонавт СССР Сергей Крикалев собирал конференцию Федерации самолетного спорта России. У нее есть свои проблемы. Мы предоставили им нашу площадку. Возможно, в будущем они вновь соберутся здесь.

В планах пригласить в центр летчиков, может быть, пилотажную группу «Стрижи». Среди летчиков есть Герои России, которые участвуют в испытаниях наших замечательных авиационных машин, дают им путевку в жизнь.

– В космической экспозиции центра очень много места отведено историческим проектам и совсем мало перспективной техники.

– Да, это больная тема. В идеале хорошо бы иметь два зала. Один из них посвятить нереализованным проектам — «Спираль», «Клипер» и так далее, а другой – перспективе. И эти залы должны сочетаться. Почему бы в купольной части павильона не выставить исторические, действующие и планируемые ракеты-носители? Причем так, чтобы они не закрывали земной шар, расположенный там.

– Наверняка у центра есть и недостатки?

– Например, вы пока не найдете здесь уютное кафе для посетителей. А чай-кофе, особенно зимой, хотелось бы иметь. Был определенный период времени, когда мы никак не могли выйти на комфортный температурный режим в павильоне. Но посетители относились к этому с пониманием. Сейчас в павильоне тепло, это первая зима, и мы проходим ее очень хорошо.

– Неподалеку от центра расположен Музей космонавтики. Не считаете его своим конкурентом?

– Я люблю коллектив Музея космонавтики. А с его директором Натальей Витальевной Артюхиной меня связывает многолетняя дружба. Я по-доброму завидую ее коллективу – ведь они уже столько лет вместе. Мы же еще молоды, но подаем надежды. Слово «конкуренция» категорически неприемлемо для наших отношений. Только дружба, любовь и партнерство. Более того, если мне нужна какая-то помощь или совет, они всегда идут мне навстречу.

Один из проектов, который мы уже обговаривали, это обмен выставками. Допустим, мы какую-то тематическую выставку делаем у себя, какую-то они у себя. А так как это очень затратные вещи, то проходит время и мы меняемся выставками. Обмен интересными передачами и встречами, обмен информацией. Все это поле для обсуждения.

– Нет ли планов ввести единый билет для посещения обоих объектов?

– С Натальей Витальевной мы уже давно это обсуждаем и выходим на то, чтобы сделать единый билет. Чтобы люди, покупая билет в Музее космонавтики, могли зайти в центр «Космонавтика и авиация» и наоборот. Чтобы людям это было выгодно.

Но хочется привлечь к обсуждению данного вопроса как правительство Москвы, которое командует нашим хозяйством, так и музейщиков. Может быть, стоит сделать билет по маршруту «Москва космическая»? С посещением центра «Космонавтика и авиация», Музея космонавтики, домика Королева, музея РКК «Энергия», ЦПК и так далее. Представляете: прошедшим по полному маршруту – бонус. Экскурсия с космонавтом.

– Как насчет сотрудничества с профильными зарубежными музеями?

– Я предлагал нашему коллективу съездить в американский Национальный музей воздухоплавания и астронавтики Смитсоновского института, чтобы посмотреть, как у них все устроено. Можно также посетить музеи в Европе и Китае, но на это нужны огромные деньги.

– В ноябре в центре прошла Международная конференция, приуроченная 20-летию полета МКС. Поддерживаете ли вы идею проводить на этой площадке больше таких мероприятий?

– У меня есть предложение проводить ежегодно 4 октября в нашем центре, павильонах ВДНХ, в Музее космонавтики международный форум, посвященный различным космическим направлениям. А так да, наш павильон однозначно должен выступать в качестве площадки для тематических конференций.

– Собираетесь ли вы полететь в космос в шестой раз? Может быть, вы уже назначены в экипаж?

– Нет, я еще не включен в экипаж, потому что мне еще надо пройти медицину. А по ней пока, откровенно говоря, есть вопросы. Не могу сказать, что совсем уж нерешаемые, но есть. Тут в первую очередь надо спросить самого себя – готов ли полететь? Мне уже 60 лет. И сказать, что есть большое желание уйти в рядовой длительный полет, я не могу.

Вот прошлый полет в 2017 году у меня получился знаковым. Первый полет корабля «Союз МС» к МКС по четырехвитковой схеме – спасибо бывшему генеральному директору Роскосмоса Игорю Анатольевичу Комарову, которого мы все-таки смогли убедить дать разрешение на это. Испытание в открытом космосе первого скафандра нового поколения «Орлан-МКС», созданного коллективом НПП «Звезда». Да и сам выход в открытый космос с Сергеем Рязанским, который собирались перенести дальше из нашей программы из-за недостатка времени, а мы все-таки его отстояли. Полный ремонт скафандра «Орлан-МК» с заменой рукавов и штанин.

В будущем мне бы хотелось совершить какой-нибудь короткий по длительности полет, интересный по задачам. К примеру, облет Луны на корабле «Союз». Это просто мечта! Или, допустим, ремонтная экспедиция. Но надо быть реалистом. С учетом того, что полеты на Луну сдвигаются, правильнее доверить их выполнение тем молодым ребятам, которые сегодня находятся в отряде космонавтов. Среди них огромное число талантливых испытателей. А я могу сказать откровенно, что не все космонавты достойны звания испытателя. Посмотрите, как замечательно слетал Сергей Прокопьев. Сколько у него было сложных ситуаций и интересных задач в первом же полете на борту МКС. Были и ошибки. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. У нас есть космонавты, которые во время полета ни одной ошибки не допустили, но при этом и ничего не сделали…

Иногда снится сон: звонок по телефону и предложение рассмотреть какой-то интересный вариант. Я-то с удовольствием, вот только моя семья будет категорически против. Ведь в первую очередь мои полеты это стресс для семьи. Мои дочки вот только сейчас начали со мной общаться и стараются окружить меня заботой, потому что папа всегда был на работе… И все же – а вдруг?

МОСКВА, РИА Новости
2

Источник: arms-expo.ru