Новая правоохранительная структура Министерства обороны Российской Федерации успешно прошла этап становления.

О выполнении задач военными полицейскими в Сирии и об использовании полученного в этой стране опыта при совершенствовании организационно-штатной структуры военной полиции Минобороны РФ, о вкладе военных полицейских в безопасность дорожного движения и снижение аварийности на дорогах, обеспечении их вооружением (в том числе нелетального действия) и военной техникой, подготовке кадров рассказывает начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации генерал-лейтенант Владимир Ивановский.

– Владимир Сергеевич, недавно в пункт постоянной дислокации из Сирии вернулось, выполнив там непростые задачи, подразделение военной полиции Южного военного округа. На малой родине – в Дагестане военных полицейских встречали как героев. И нашу беседу хотелось бы начать с этой темы. Как проявили и проявляют себя военные полицейские министерства обороны Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике? Какие задачи там решают?

– С момента создания в Сирии группировки наших войск к выполнению задач там приступили и военные полицейские. Для нашей военной полиции это стало обретением первого боевого опыта.

«Около 60 процентов военнослужащих военной полиции побывали в командировке в Сирии  и приобрели там бесценный опыт»

В Сирийской Арабской Республике несут службу войсковые подразделения военной полиции – батальоны, а также территориальные – комендатуры Хмеймим, Тартус, Дамаск. На сегодняшний день всё, что касается обеспечения безопасности гуманитарных, миротворческих вопросов, постконфликтного урегулирования, возложено на плечи наших ребят – военных полицейских. Подразделения военной полиции несут службу на КПП и наблюдательных постах, осуществляя при этом контроль за прекращением режима боевых действий. Они обеспечивают безопасность пропуска граждан в зоны деэскалации и деконфликтации, патрулируют территорию в районе города Мембидж, оказывая помощь местному населению и тем постам, которые выставлены со стороны Сирийской Арабской Республики.

Одна из основных задач подразделений военной полиции – обеспечение гуманитарных акций, в том числе безопасности гуманитарных конвоев ООН. Так, недавно военная полиция сопроводила такой конвой в район Эт-Танф, где расположен лагерь беженцев Рукбан.

На военную полицию возложена охрана врачебных бригад, мобильных госпиталей Российской Федерации при оказании ими медицинской помощи населению. Она обеспечивает безопасность работы инженерно-сапёрных подразделений при разминировании местности.

В компетенции военнослужащих военных комендатур – пропускной режим на территорию российских военных баз, поддержание на должном уровне правопорядка и воинской дисциплины среди личного состава нашего контингента войск в Сирии.

Личный состав военной автомобильной инспекции в Сирийской Арабской Республике контролирует соблюдение российскими военнослужащими Правил дорожного движения и правил эксплуатации водителями транспортных средств Вооружённых Сил Российской Федерации. Среди обязанностей ВАИ – государственная регистрация и учёт транспортных средств Вооружённых Сил РФ, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства. Кроме того, военнослужащие ВАИ проводят технический осмотр транспорта Вооружённых Сил РФ, в том числе с использованием средств технического диагностирования. Наконец, силами ВАИ обеспечивается безопасность дорожного движения при передвижении воинских колонн транспортных средств, перевозящих грузы оборонного значения.

Словом, военная полиция решает задачи мирного характера, способствует скорейшему налаживанию мирной жизни на многострадальной земле Сирии. Местные жители особенно часто обращаются за помощью именно к нашим военным полицейским. Совместно с местными властями мы помогаем народу обустроиться после тяжёлой войны. Так что всё, что делается личным составом военной полиции, целиком и полностью соответствует образу российских солдат.

– Что ещё удалось сделать нашим военным полицейским в Сирийской Арабской Республике с точки зрения постконфликтного урегулирования?

– На территории Сирийской Арабской Республики военная полиция Вооружённых Сил России немало сделала для возобновления деятельности миротворческих сил Организации Объединённых Наций, развёрнутых в районе разделения между Сирией и Израилем на Голанских высотах в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1974 года № 350. Начиная со 2 августа 2018 года впервые за шесть последних лет миротворцы ООН в сопровождении российской военной полиции совершили патрулирование в районе Голанских высот вдоль линии «Браво».

Военная полиция приняла активное участие в мероприятиях по обеспечению мирного процесса, способствующего возвращению беженцев на территорию Сирийской Арабской Республики и внутреннему перемещению мирного населения Сирии в места довоенного проживания.

Радует, что высокая подготовка военнослужащих военной полиции, их безупречное отношение к выполнению специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики обеспечили им возвращение на территорию Российской Федерации по окончании срока командировки без потерь. На сегодня около 60 процентов военнослужащих военной полиции побывали в командировке в Сирии и приобрели там бесценный опыт, без учёта которого система подготовки уже не мыслится.

– Видимо, именно этот опыт привёл к пониманию необходимости усовершенствования организационно-штатной структуры военной полиции.

– В том числе и он. Начиная с прошлого года мы приступили к созданию новой ветви военной полиции – войсковых подразделений. Первым опытом стало создание двух батальонов, которые сейчас выполняют специальные задачи за пределами Российской Федерации. А теперь в каждом полку или бригаде военных округов, Северного флота и Воздушно-десантных войск созданы войсковые подразделения военной полиции. Чтобы координировать деятельность территориальных органов (комендатур, ВАИ, дисциплинарных батальонов) и войсковых подразделений военной полиции, с 1 марта 2019 года вводится должность заместителя начальника штаба военного округа по военной полиции – начальника регионального управления военной полиции. На него будут замыкаться и территориальные, и войсковые подразделения военной полиции.

Войсковое подразделение военной полиции в составе полка будет, естественно, подчинено командиру этого полка. Заместитель начальника штаба военного округа по военной полиции по специальным вопросам будет подчиняться начальнику Главного управления военной полиции Министерства обороны, по всем остальным вопросам – командующему войсками и начальнику штаба округа.

Среди организационных мероприятий, которые проведены в военной полиции в 2017–2018 годах с целью совершенствования её структуры, – включение в состав военных комендатур отделения дознания, гарнизонной службы и подразделения морской военной полиции. Кроме того, в штаты территориальных органов военной полиции включены должности фельдшера, инструктора по физической подготовке, полиграфолога и инспектора ВАИ на мотоциклах.

С 1 марта 2018 года сформированы и приступили к выполнению задач за пределами Российской Федерации 213-я ВАИ (территориальная, 2-го разряда) в Душанбе (Таджикистан), 216-я ВАИ (территориальная, 2-го разряда) в Гюмри (Армения), а также ВАИ и военная комендатура в Киргизии.

В Арктической зоне на острове Новая Земля созданы военная комендатура и ВАИ.

В ближайшее время подразделения военной полиции будут сформированы на наших военных базах в Абхазии и Южной Осетии.

Указанные мероприятия позволили повысить эффективность выполнения военной полицией её задач по поддержанию правопорядка, воинской дисциплины и безопасности дорожного движения в Вооружённых Силах, а командирам дали возможность больше времени уделять подготовке и воспитанию личного состава.

– Были ли на основе сирийского опыта приняты какие-то дополнительные решения об оснащении военных полицейских новыми образцами вооружения, военной техники, экипировки?

– Во-первых, у военной полиции должна быть техника повышенной проходимости. В связи с этим в течение 2017–2018 годов в подразделения военной полиции поставлено более 250 патрульных автомобилей УАЗ «Патриот» и УАЗ-3962. Военная полиция начала закупку квадроциклов для несения службы на полигонах.

Рассматриваем вопрос о поставках багги.

Во-вторых, нам нужна бронированная техника. С учётом выполнения специальных задач за пределами Российской Федерации подразделения военной полиции оснащаются бронеавтомобилями «Тигр» и «Тайфун». В 2018 году начались закупки бронированных автомобилей УАЗ-394511-03 «Есаул», ведётся работа по принятию на снабжение других бронеавтомобилей, таких как «Патруль», «Тайфун 4х4».

Помимо этого, подразделения военной полиции оснащаются беспилотными летательными аппаратами, комплектами дальней мобильной связи, приборами ночного видения, современными тепловизорами. В связи с формированием отделений морской военной полиции закупаются лодки БЛ-680 для патрулирования акваторий в пунктах базирования флота, находящихся в ведении Министерства обороны.

Что касается беспилотников, то они в основном используются в ВАИ для контроля соблюдения Правил дорожного движения. При выполнении задач за пределами Российской Федерации БПЛА на наблюдательных постах помогают контролировать подходы к ним. Кроме того, сейчас мы в каждом округе принимаем на снабжение комплект технических средств охраны, в составе которого, помимо периметровой охраны и сигнальных средств, имеется БПЛА. Причём этот беспилотник – на проводе, благодаря чему может непрерывно работать в воздухе месяц.

Наверняка читатели «Красной звезды» знают, что военная полиция – единственная структура Вооружённых Сил, на вооружении которой состоят средства нелетального действия. В их числе – бесствольные пистолеты ПБ-4С, позволяющие применять травматические, светозвуковые и сигнальные патроны; светозвуковые и дымовые гранаты, электрошоковые устройства, специальные универсальные палки и наручники. При этом отмечу, что весь этот «джентльменский набор» применяется крайне редко. Личный состав военной полиции обучен их применению, но в целом подготовлен так, что справляется с задачами, как правило, без их использования.

– Мотоциклы отечественного производства тоже будете приобретать?

– В штаты военных автомобильных инспекций военных округов введены отделения инспекторов на мотоциклах, и министр обороны уже утвердил экипировку инспектора ВАИ на мотоцикле. Они нужны для того, чтобы в городах-миллионниках, где плотное движение, можно было оперативно прибыть на место дорожно-транспортного происшествия.

Весной этого года мы берём два электромотоцикла в 100-ю ВАИ (территориальную города Москвы на опытную эксплуатацию), начнём их обкатывать. 20 электромотоциклов мы получим до конца года и даже будем представлять их на Всеармейском конкурсе «Дорожный патруль».

«Военная полиция – единственная структура ВС РФ, на вооружении которой состоят средства нелетального действия»

– Вы упомянули о ДТП. Можно подробнее остановиться на этой важной теме? Какой вклад инспекторы ВАИ вносят в снижение аварийности? Уменьшается ли количество ДТП с участием военнослужащих?

– На протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивая тенденция снижения дорожно-транспортных происшествий с участием военных водителей. В результате профилактических мероприятий, направленных на владельцев личного транспорта из числа военнослужащих, у нас по сравнению с 2017 годом количест­во дорожно-транспортных происшествий по вине этой категории уменьшилось на 7 процентов. Снизилось на 5 процентов и количество дорожно-транспортных происшествий с участием военнослужащих в качестве пассажиров и пешеходов.
В этом году мы начнём реализовывать ведомственную целевую программу, начиная с контраварийной подготовки наших водителей. Анализ показывает, что львиную долю ДТП приносят водители, которые обладают малым опытом вождения – до трёх лет. При этом большинство ДТП случается в межсезонье. Мы эти проблемы знаем и над их решением работаем в тесном взаимодействии военных автомобильных инспекций с командирами на местах.

– Владимир Сергеевич, перейдём к теме подготовки кадров для военной полиции. Где таких специалистов готовят?

– Сейчас такая подготовка налажена на базе Московского общевойскового командного училища, куда мы ежегодно набираем по 50 человек. В этом году будет уже третий набор. Из них готовим командиров взводов военной полиции и офицеров, которые пойдут служить в военные комендатуры.

В прошлом году мы ввели 250 должностей военных дознавателей. Военный университет Минобороны РФ сейчас ежегодно набирает 15 человек для обучения этой специальности.

Для военной автомобильной инспекции готовили кадры в Омском автобронетанковом институте, а также в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище. В основном это прапорщики, инспекторы ВАИ.

Обучали в общей сложности примерно 150 человек. В этом году планируем начать подготовку в Военной академии материально-технического обеспечения и в Военном инженерно-техническом институте, где находятся автомобильные факультеты. Там будем готовить офицеров ВАИ.

Мы ввели в этом году в штат каждой военной комендатуры фельдшеров, планируем их готовить на базе Военно-медицинской академии. Полиграфологов будем готовить в учебном центре Мин-
обороны. Офицеров – инструкторов по спорту – на базе Военного института физической культуры.
В Военной академии материально-технического обеспечения у нас проходят обучение оперативно-тактической подготовке офицеры в званиях майор, подполковник для военных автомобильных инспекций. Для военных комендатур и региональных управлений военной полиции офицеров этого уровня готовим в Общевойсковой академии. Следующий уровень обучения юристов проводится в Военном университете.

Подготовка, как видите, разноплановая. Юристов, командиров, техников и медиков объединить в одно учебное заведение сложно. Поэтому мы пока ограничимся созданием своих факультетов в уже существующих военных учебных заведениях.

Решили вопрос и о подготовке офицеров запаса, готовим их на базе Московской академии Следственного комитета РФ, Московской государственной юридической академии. Подготовку солдат и сержантов запаса юридического профиля начали в Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ.

Во Владикавказе сформирован учебный центр военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Он предназначен для переподготовки и повышения квалификации офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат органов и подразделений военной полиции.

Учебный центр располагает самой современной учебно-материальной базой, при этом сейчас возводятся объекты второй очереди. Завершается строительство нового учебного корпуса, спортзала, столовой, медицинского пункта. Одновременно ведётся реконструкция объектов полигона учебного центра, где мы наметили в этом году провести конкурс «Страж порядка» Армейских международных игр.

В перспективе планируем создать международный учебный центр.

– Большое спасибо за содержательную беседу.

Беседовал Александр Тихонов.


МОСКВА, газета «Красная звезда»
12


Источник: arms-expo.ru