Одна из крупнейших региональных выставок вооружений IDEX-2019 открывается 17 февраля в Абу-Даби. Россия традиционно участвует в ней, демонстрируя последние образцы вооружений и военной техники.

Российская делегация использует эту выставку и как площадку для ведения переговоров по всему спектру вооружений: авиация, ПВО, бронетехника, стрелковое оружие и даже корабли. Специально для переговоров с россиянами прибывают представительные делегации не только из стран-соседей, но и из Юго-Восточной Азии, Китая, Индии и других. Какие образцы новой техники и оружия будет демонстрировать Россия на IDEX-2019 и на следующих зарубежных оружейных выставках, в интервью руководителю профильной редакции МИА «Россия сегодня» Сергею Сафронову рассказал директор по международному сотрудничеству Ростеха Виктор Кладов, который также примет участие в работе выставки в составе российской делегации.

— Виктор Николаевич, расскажите о планах работы делегации Ростеха на первой в этом году крупной региональной выставке IDEX-2019 в Абу-Даби. Что будет Россия показывать, с кем вести переговоры?

— IDEX — почти идеальная площадка для проведения переговоров, поскольку Абу-Даби находится на полпути между Западом и Востоком. Поэтому мы используем эту площадку для общения с самым широким спектром наших партнеров. Разумеется, приоритеты отдаются странам Ближнего Востока, но встречаться будем далеко не только с ними: ближние и дальние соседи тоже прилетят в Абу-Даби, поскольку на выставку прибывает большая российская делегация. Большинство делегаций возглавляют генеральные директора либо заместители генеральных директоров холдингов.

Некоторые представители стран Юго-Восточной Азии летят на IDEX специально для встречи с нами. Россия отправляет на выставку очень представительную делегацию, в состав которой вошли глава Минпромторга Денис Мантуров, генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов, гендиректор Рособоронэкспорта Александр Михеев, президент «ОАК» Юрий Слюсарь и другие.

— Что будете показывать?

— На выставке в Абу-Даби, в частности, мы будем впервые показывать ЗРАК «Панцирь-МЕ». Это будет его зарубежная премьера. Впервые он был показан в 2017 году на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

Будет продемонстрирован и штурмовой автоматный комплекс (ШАК-12) калибра 12,7 мм, модифицированный подствольный гранатомет ГП-30М (гранатомет подствольный — 30 модернизированный). Я считаю, изюминкой будут автоматы Калашникова 200-й серии. Она успешно прошла программу испытаний, соответствует всем требованиям, предъявляемым к современному стрелковому оружию и является эффективным стрелковым комплексом.

— Что в ней выдающегося?

— Автоматы 200-й серии сохранили все преимущества традиционной схемы АК: надежность, долговечность и простоту технического обслуживания. Интеграция в конструкцию автомата планок Пикатинни позволяет установить необходимое оборудование для эффективного применения оружия в различных условиях, в том числе ограниченной видимости. Регулируемый по длине приклад автомата и ряд эргономических решений по оптимизации органов управления дает возможность пользователям максимально полно реализовать свои стрелковые навыки независимо от антропометрических данных и наличия разнообразного снаряжения, экипировки и одежды. Уже сейчас мы ожидаем большой интерес к этим автоматам.

Техмаш представит ряд новейших боеприпасов. ЦНИИТОЧМАШ покажет экипировку солдата «Ратник-2». В ее состав входят отдельные элементы, которые имеют уникальные характеристики: бронешлем при минимальной массе обеспечивает защиту наибольшей площади головы солдата от осколков мин и гранат. Кроме того, масса российского шлема – один килограмм, в то время как вес его западного аналога – 1,2-1,3 килограмма. Также в экипировке ЦНИИТОЧМАШа была разработана и применена специальная технология для изготовления бронепанелей, размещаемых в бронежилете. Такая панель выдерживает 10 попаданий бронебойно-зажигательных пуль из снайперской винтовки СВД, выпущенных с расстояния 10 метров. При этом пластина не деформируется с обратной стороны, обеспечивая защиту от контузионных повреждений.

В арсенале ЦНИИТОЧМАШа и другие уникальные образцы – подводный пистолет СПП-1, автомат АПС для подводной стрельбы. Их никто, кроме нас, в мире не выпускает. Это оружие для «морских котиков» и спецназа ВМФ.

«Швабе» покажет свою новейшую линейку оптических и оптико-электронных прицелов, приборы наблюдения.

Естественно, на выставке будет представлена мультимедийная информация по всей сухопутной технике. Это все виды БТРов, танки Т-90МС, БМПТ, БМП-3, БТР-80А, артиллерийские системы «Торнадо», «Смерч» и ПТРК «Корнет». Сейчас наиболее пользующееся популярностью на мировых рынках российское изделие это ПТРК «Корнет-ЭМ», исключительно эффективное средство, на которое уже есть огромное количество заявок. Будут автоматы сотой серии, пулемет «Печенег».

— В последнее время большой популярностью у зарубежных заказчиков пользуются российские средства ПВО. Будут ли они представлены на выставке в Абу-Даби?

— Конечно, будут. Специалисты могут сделать презентацию и по С-400, и по тактическим системам типа Тор-М2КМ, и другие. Хотя выставка сухопутная, тем не менее мы показываем там наши возможности и в других средах. То есть на стендах будет присутствовать и наша авиационная техника, и военно-морская. Наши специалисты смогут провести консультации с потенциальными заказчикам по кораблям проекта 20382 и 11356, патрульным сторожевым катерам, ракетной системе «Калибр-ПЛ».

— Этот год только начался, но, может быть, уже подписаны какие-либо новые соглашения или контракты по линии ВТС?

— Да, этот год начался удачно, уже подписан ряд контрактов с зарубежными партнерами, в том числе три во время визита нашего президента в Сербию.

— Можете назвать номенклатуру контракта?

— Различная техника, в том числе авиационная.

— Если авиация, то тогда давайте перейдем к авиакосмическому салону в индийском Бангалоре. Что интересного будет там?

— Бангалор — это выставка специализированная, авиационная. Будем показывать все, что связано с авиатехникой, но где самолеты и вертолеты, там и средства ПВО. Натурные образцы мы традиционно в Бангалор не везем, потому что ВВС Индии в качестве основы своей боевой мощи используют преимущественно российскую технику. Там будут летать наши самолеты Су-30 МКИ и МиГ-29, которые будут пилотировать индийцы, они стали большими мастерами. Мы, естественно, будем проводить презентации наших новых машин поколения 4++.

— Проявляет ли интерес Индия к нашему истребителю пятого поколения Су-57?

— Интерес, и очень серьезный, безусловно, есть. Однако насколько такой самолет вписывается в общую концепцию боевого применения индийских ВВС, на что сделать ставку и потратить деньги – на приобретение нескольких экземпляров машин нового поколения или на существенное наращивание количества хорошо знакомых индийским летчикам надежным Су-30МКИ, к тому же выпускаемым по российской лицензии в Индии? Этот вопрос не к нам, это вопрос стратегического планирования индийской стороны. Мы, со своей стороны, готовы как к продолжению поставок самолетов поколения 4+ и 4++, так и работе по программе пятого поколения.

— Планы строительства завода по производству автоматов Калашникова 100-й серии в Индии остаются в силе?

— Да, сейчас активно идут переговоры по данному вопросу. Это серьезный проект, связанный с большим количеством технической и технологической документации, поэтому ведутся консультации. Движение вперед есть, и движение очень активное.

— Известно, что Индия приступает к разработке собственного национального проекта неатомной подводной лодки. Будет ли Россия участвовать в этом проекте?

— Россия готова активно участвовать в этом индийском проекте. Индийцы хотят сделать свою лодку с воздухонезависимой энергетической установкой и различными ноу-хау. У России есть все необходимые индийцам технологии плюс огромный опыт создания подводных лодок самых разных классов. По сути, сегодня российским подводным лодкам нет равных в мире по всем показателям, от глубины погружения и прочности корпуса до используемых систем оружия. Наши страны связывает многолетнее сотрудничество в области подводного кораблестроения, российские технические решения и стандарты понятны индийцам и проверены ими на практике.

— Будет объявлен отдельный тендер или это будет совместный проект?

— Это вопрос в процессе решения. Подводная лодка — это сложный механизм, где все агрегаты и механизмы взаимозависимы. Нельзя одно брать от одного поставщика, второе от другого, а третье от третьего. Это единый механизм, технически очень завязанный друг на друга. Это и является предметом нашего обсуждения с индийскими партнерами.

— Когда начнется реализация соглашения на производство в Индии вертолетов Ка-226?

— Естественно, в Бангалоре мы продолжим разговор по проекту К-226Т. Создано СП, оно уже функционирует — через него ведутся технические консультации с главным заказчиком. Мы вроде все завершили еще в прошлом году, но у заказчика возникли дополнительные пожелания и, соответственно, сейчас уточняются последние технические вопросы, в этом году мы рассчитываем подписать контракт с Индией.

— Контракт на поставку в Индонезию 11 истребителей Су-35 предусматривает, помимо российского кредита, еще встречную торговлю, то есть закупки индонезийской продукции. Что мы будем закупать?

— Мы не определяли, это бы связало нам руки. Мы создали рабочую группу, которая будет каждый раз определять товары, которые Индонезия хотела бы экспортировать, а нам выгодно закупать. Это может быть каучук, к примеру. Нас интересует высококачественный каучук для производства спортивной резины, у нас может быть целый ряд других товаров, как промышленных, так и сельскохозяйственных.

То есть это товары традиционного индонезийского экспорта. Это не какой-то оброк, это каждый раз товар, который по качеству, цене и потребительским свойствам будет востребован на российском рынке. Рабочая группа свои предложения будет докладывать министру торговли Индонезии, и после получения его согласия будет реализоваться закупка. Как только контракт вступит в силу, мы начнем реализовывать встречные закупки индонезийских товаров. Это позволит достичь синергии, не просто реализовать поставочный контракт, но и способствовать общему росту объемов российско-индонезийской внешней торговли.

— По завершении выставок в ОАЭ и Индии будет выставка LIMA-2019 в Малайзии. Что Россия покажет на ней?

— В Малайзию мы впервые везем натурный Як-130, который будет принимать участие в летной программе выставки.

— Вы планируете заключение контракта?

— Ну не так все просто – показали самолет, и сразу подписали контракт. Это лишь начало большой работы. С другой стороны, просто так мы натурные образцы не привозим. К этой машине есть определенный интерес. У заказчика есть объективная потребность в закупке учебно-боевых самолетов. Он присматривается к имеющимся на мировом рынке вариантам, оценивает тактико-технические характеристики, свои финансовые возможности. Вот мы и предлагаем ему познакомиться с российской машиной поближе. Собственно, мы для того и участвуем в международных выставках, чтобы наглядно демонстрировать наши новинки и преимущества российской техники над конкурентами.

— Совсем недавно «Вертолеты России» провели демонстрационный тур российских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2 по странам Юго-Восточной Азии, в том числе в Малайзии. Можно уже говорить о результатах этого тура?

— Да, это гражданские вертолеты, и сейчас проводятся консультации с коммерческими структурами этих стран. Нужна бизнес-модель, поскольку часто коммерческим структурам невыгодно содержать авиационную технику. Это дорого: нужен целый штат техников, ремонтников. Проще вертолеты на часы арендовать, брать в лизинг. Поэтому, как правило, мировой зарубежный опыт подсказывает, что создаются компании, которые закупают 5-10 вертолетов и потом сдают их в лизинг.

МОСКВА, РИА Новости
12

Источник: arms-expo.ru